Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
— По-моему, это произошло от насильственной хри стианизации ительменов русскими. Да еще в срединедвад цатых постановление вышло: всех туземцев, проживав ших в южных районах Камчатки, записывать в паспортах русскими. Эти действия тоже значительно сократили чис ленность народа, а дальше последовала кампания по за крытию так называемых «неперспективных» сел и дере вень. Переселяясь в большие поселения, ительмены, все больше смешиваясь с русским населением, детей уже за писывали русскими. Убедительно? — Вообще-то, да. Если так и было, тогда удивляться нечему. А еще, что интересного узнала? — заинтересо ванно полюбопытствовал Сергей. — Ну, например, что ительмены верили в реинкорна- цию. Они считали, что душа умершего нисходит на роди ну сдалекого неба, когда на нем сверкает звезда. Нарекая рожденного ребенка, в благоговейной тишине произно сили имена сородичей. На каком имени оберег рода — ка мешек, подвешенный на треногу очага, — качнется, дух того предка и воплощается в тело и душу ребенка. И вновь приходит на землю. Его именем и называли младенца. Причем имя давал всегда отец. —То есть, ительмены не верят, как саамы, что их умер шие во что-то превращаются, где-то обитают? — Об этом ничего не могу сказать. Знаю точно, что вулканы считались у них домами мертвых и появление дыма на горе объяснялось тем, что покойники в них отап ливали свои юрты. Питались жиром китов, которых ло вили в море под землей, кости пускали на топливо. У саа мов подобное жилище мертвых было на небе. Кувскэс— это и есть в саамской мифологии души умерших людей. Когда северное сияние играет, значит, души сходятся на небе в специальной избе и затевают страшную резню. Те кут реки крови, которая затем превращается в сполохи. 193
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz