Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
там принять свою судьбу. Не верит. Что делать, как убедить? Варван тоже, как Томаско, обжаривая рыбу на верте ле, думала свою думу. Аййя1говорит ей, что спит в ней женка, что не разбудили еемужчины саамы... Как же спит? С мужем почти полный круг солнца жила — не отяжеле ла. Но ранней весной медведь мужа задрал. Осталась одна. Двое парней брали ее на священном празднике саамов Имание оленей, и от них не смогла понести. Молодой Вуэнсемь хотел было по зимнику два года назад сватать ся, а как прознал, что пустая она, другую себе в жены сыскал. У той уж и дите по веже ползает. Растревожили думы Варван, и сказала она деду: — Не поеду я, аййя, на праздник. Опять срам терпеть? Не хочу! — Ай, девка, как язык твой повернулся на такие сло ва, — оборвал ее Томаско сердито. — Не для развлечения праздник этот нашим народом устраивается. Святая свя тых для всех саамов он. Откажешься — богиня Сар-акка2 тогда уж точно осердится и оставит твою плоть пустой, — и уже мягче добавил: — Верь мне, Варван, я для того так долго жил, не по мирал, что не могу тебя сиротой оставить. Теперь время мое пришло после праздника собираться за озеро, а тебе мужней женой стать. — Не сердись, аййя, — оправдываясь за резкость, ска зала Варван, — просто вера моя поистратилась. Сколь я Сар-акке молитв вознесла? Сколь жертв втайне от тебя сделала, а она словно и не знает о моем существовании. ' А й й я — дедушка. ' С а р - а к к а — самая почитаемая из дочерей богини Земли. Считается настоящей саамской повитухой, покровительствующей рождению людей, жи вотных, размножению растений. Ей поручено вкладывать ребенка во чрево ма тери, чтобы душа младенца срослась с его телом. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz