Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
на их шкурах спим. Спасибо богам, что они вернули мне жену именно в праздник Имание оленей. Я знаю, теперь мы неразлучны на век, как те двое из луввьт. — Аййя этому сильно обрадуется, — сказала, облег ченно вздыхая, Варван. Глава двадцать шестая П рирода умно предусмотрела время зачатия и время отела в жизни оленей. Люди по какому-то издревле переданному им прадедами таинству, а может, наблюдая веками за меньшими братьями оленями, научились сохра нять потомство своих родов. Зачатый в пору Коллкэм-манн ребенок считался свя щенным. Саамы знали, что такой ребенок родится сильным и выносливым, как олень. Рожденный во время Кыдт, когда лед на озерах становится тонким и начинает ломаться под лучами солнца, когда просыпаются от зимней спячки лягушки, за лето успевает окрепнуть и хорошо пережива ет первую в своей жизни пору Пазь, самое темное и тяже лое время саамского года. Праздник подходил к завершению. Саамы были увере ны. что. принеся жертвы богам и исполнив священный ритуал племени, они укрепили семейные роды, в которые благодатношшлась новая здоровая кровь. Теперь Коллкэм- манн от саамов требовала только одного — подготовки к долгой полярной ночи. Шел отбор животных. Бракованных оленей холости ли. Валили самцов на землю, зубами надкусывали яйца и переламывали пудзэ парц. Холощение считалось завершен ным, если у самцов не показывалась кровь. В противном случае, холощение повторялось заново. Одних оленей отбирали для забоя, других—для езды, третьих — для потомства, по масти. Некоторые хозяева 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz