Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
Быстрей бы пришло время Кыдт1. Тогда важенки его небольшого стада отелятся и наполнятся живительным молоком, так необходимым его внучке. Олени! Старики говаривали, что они не сыны и дочери Земли, их отец -— солнце-Пеййв. Красивые легенды су ществуют у саамского народа об олене Мяндаше — пра родителе саамов, о белом олене — человеке с черной го ловой и золотыми рогами. Давно это было. Жила в одном становище женщина-нуэйт. Надоело ей в облике чело вечьем ходить и решила она олений облик принять. Гуляла, бегала с дикими оленями по сочным ягельным тундрам, да и понесла. Только рожать в облике оленьем побоялась, вновь обернулась женщиной, а сынок-то народился оле- неночком. Делать нечего, сын есть сын, в каком бы облике ни появился на свет. Кормила его женщина, пестовала, а когда тот подрос, спросил у матери, где отец его. Призна лась га, что отец его—олень, и вскочил сын-олень на креп кие ножки да помчался в тундру отца искать. С тех пор и появился у саамов запрет вожака диких оленей убивать. А уж если дитя человечье оленьим молоком поить, вырастет оно красивым и крепким, как важенка — оленей мать. Годы бегут... За заботами и хлопотами не заметил Томаско, как и Варван выросла. Вот уж скоро сто лет, как он живет на земле, и снова печаль острым когтем вонзилась в сердце старого человека. Варван выросла ладная, пригожая, а с замужеством не везет. И увидев в эту осеннюю пору в становище нуэйта Белого Дня, ста рик каким-то внутренним чутьем определил, что он и есть ее судьба, хотя та уже совсем отчаялась когда-ни- будь завести семью и родить ребенка. Ни в какую не хо чет ехать на священный праздник на озеро Духов, чтобы ' К ы д т — весна. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz