Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
ставлял, рыбачить учил, с оленями управляться... Знал: не пропадет его Варван, если он помрет. Саамы в день священнодействия строго соблюдали обычай предков, боясь гнева богов. Вцентре поляны раз вели большой огонь. Вокруг него собрались мужчины племени, и едва последнее солнце показалось над угрю мыми осенними сопками, затянули протяжную, обрядо вую песню и в медленном танце, притопывая, пошли во круг огня. Песня возвещала восхождение солнца, посылалась огненному шару, как жертвенный дар, во имя жизнеут- верждения и крепости рода. Эта последняя по сути дела встреча с солнцем была священна. Яркое светило очища ло и освещало души людей на долгую холодную поляр ную ночь. Танец мужчин медленно набирал темп и, когда они, хирвасы, неслись вокруг большого огня, правой рукой держа у лба оленьи рога, из толпы «важенок» отделялась одна из женщин и вбегала в круг танцующих. Те из мужчин-оленей, кто выбирал эту важенку-жен- щину, начинали соперничество, точно подражая самцам- хирвасам. Их действия были совсем не шуточными. Меж ду ними шла столь же жестокая борьба, сколь шла между оленями. И слабые уступали место сильным. Действо это никак нельзя было назвать шуткой, заба вой, воспринять несерьезно. Это — святая святых племе ни саамов, тайна священного зачатия. Победитель тут же обладал «важенкой» — женщиной. Он делал это вполне натурально, при всех, демонстрируя свою мужскую силу и жизнеспособность. Варван хорошо помнила предыдущие праздники Оле ня. Хорошо помнила время безнадежных ожиданий бе: ременности после них, время липких слухов о ее беспло дии, которые ползли по становищу от вежи к веже. А вско 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz