Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

люди в расцвете физических и духовных сил, имевшие здоровые, крепкие зубы и хорошуюдикцию, чтобы четко и быстро произносить наговор или просьбу богам. Нуэй- ты у саамов считались людьми богоизбранными. Бывали, однако, и такие случаи, когда человек вдруг ни с того ни с сего объявлял себя нуэйтом. Тогда сородичи устраивали ему проверку на «прочность». Могли потребовать обли­ зать языком раскаленные железные предметы, несколько часов продержать легко одетым на морозе, другие испы­ тания. Это не от того, что саамы были людьми жестоко­ сердными, нет, просто они искренне верили, что настоя­ щему нуэйту испытания не принесут вреда. Если же че­ ловек хотел присвоить имя нуэйта незаконно, то тут же разоблачался. Сейчас некоторые унас тоже пытаются себя нуэйтами называть, но все это, я считаю, сплошное шар­ латанство. Разве сегодня можно такого, вновь новоявлен­ ного, «нуэйта» проверить на прочность. Нет, конечно. Найдутся сотни отговорок, а то и милицию привлекут. — А каким-нибудь богам или духам вы еще поклоня­ етесь?— любопытствовал Сергей. — Я, нет. Про других не знаю, но, думаю, что тоже — нет. Сейчас у нас в Луйяввре большинство саамов в пра­ вославную церковь ходят к евангелистам в церковь Жи­ вого Христа... Поклонений нет, а обычаи дедов соблюдать стараемся. — Какие, если не секрет? —Я, например, варю саамский явв, которым вас вчера кормила, на праздники всегда наряд саамский надеваю, сразу все и не вспомнишь, а что касается других, не знаю. Сергей понял, что Антонова не расположена раскры­ вать секреты своих предков, и спросил об играх: —А что, ваша Ассоциация кольских саамов принима­ ет в Играх какое-нибудь участие? Ну, например, как спон­ соры? 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz