Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
люди в расцвете физических и духовных сил, имевшие здоровые, крепкие зубы и хорошуюдикцию, чтобы четко и быстро произносить наговор или просьбу богам. Нуэй- ты у саамов считались людьми богоизбранными. Бывали, однако, и такие случаи, когда человек вдруг ни с того ни с сего объявлял себя нуэйтом. Тогда сородичи устраивали ему проверку на «прочность». Могли потребовать обли зать языком раскаленные железные предметы, несколько часов продержать легко одетым на морозе, другие испы тания. Это не от того, что саамы были людьми жестоко сердными, нет, просто они искренне верили, что настоя щему нуэйту испытания не принесут вреда. Если же че ловек хотел присвоить имя нуэйта незаконно, то тут же разоблачался. Сейчас некоторые унас тоже пытаются себя нуэйтами называть, но все это, я считаю, сплошное шар латанство. Разве сегодня можно такого, вновь новоявлен ного, «нуэйта» проверить на прочность. Нет, конечно. Найдутся сотни отговорок, а то и милицию привлекут. — А каким-нибудь богам или духам вы еще поклоня етесь?— любопытствовал Сергей. — Я, нет. Про других не знаю, но, думаю, что тоже — нет. Сейчас у нас в Луйяввре большинство саамов в пра вославную церковь ходят к евангелистам в церковь Жи вого Христа... Поклонений нет, а обычаи дедов соблюдать стараемся. — Какие, если не секрет? —Я, например, варю саамский явв, которым вас вчера кормила, на праздники всегда наряд саамский надеваю, сразу все и не вспомнишь, а что касается других, не знаю. Сергей понял, что Антонова не расположена раскры вать секреты своих предков, и спросил об играх: —А что, ваша Ассоциация кольских саамов принима ет в Играх какое-нибудь участие? Ну, например, как спон соры? 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz