Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

Яковом Ивановичем Юшковым. Он многое может порас­ сказать. А теперь можно в коавас зайти ухи поесть или копченой оленины купить и где-нибудь на травке поси­ деть. Я вам одно очень красивое место покажу. Они купили копченой оленины, воды и уютно устрои­ лись на небольшой полянке у «танцующих» берез. Их здесь так и называли. А мурманские поэты даже стихи посвящали. На Луйяввре ветер острый Бреет гребни, скатившись с тундр, И яреет, упав на остров. Где березы, как в танце растут... Белизною одежд сверкая, Руки-ветки прижав к стволу, Здесь любая береза взлетает, — Как танцовщица на балу...1 — Сандра Андреевна, а шаманы у вас в Луйяввре есть? —Настоящих теперь нет, —ответила та.—А раньше, говорят, много было. Саамские нуэйты своей силой слави­ лись не только в России, но и в Европе, в Скандинавии. Говорипи, что они даже над ветрами власть имели, остро­ ва с места на место передвигали. Нуэйт у саамов являлся посредником между миром духов и собственной кровной родней. Он совмещал в себе сразу несколько профессий— жреца, знахаря, колдуна и ворожея. — Если все эти названия перевести в современное по­ нятие, ваши нуэйты были философами, врачами, экстра­ сенсами и провидцами? — спросил Сергей. — Наверное, так,—подтвердила Антонова и продол­ жила свою мысль. — Чаще всего нуэйтами становились 1Виктор Тимофеев, стихотворение «Остров танцующих берез». 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz