Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
Пока Антонова говорила, Анастасия вспомнила, что, читая про ительменов, тоже находила сведения или при знаки о существовании у них матриархата. Знахарками или шаманками у тех также, чаще всего, были женщины. Мужчина ительмен приходил жить в семьюжены. Всказ ках ительменов есть и такие сведения, что при живом муже женщина могла выходить замуж за другого. Сандра Андреевна продолжала: —У нас в старину о земле так говорили: «Землюлюби, не брани землю: ты на ней живешь, ты ею кормишься; ягель-мох кормит оленя, олень кормит тебя. Не брани зем лю, не кори ягели, и травы, и дерева... Это все твое, это ты, тебе на благо дано. Береги их, пусть растет и цветет, не ломай, не обижай землю без надобности». Ведь кровь не любит, чтобы ее на свет показывали. Видишь, Сергей, тело-то твое кожей покрыто, твою кровь бережет. Вели кая беда человеку, если кожу нарушишь, если кровь на солнце окажется. Это уже рана, боль. Отсюда болезнь и смерть случается. Так же и земля: нельзя ее черное нутро наружу выворачивать, то грех у саамов большой счита ется. Посмотри на нее, здесь каждая былинка-травинка место свое знает, каждая ягодка в свой срок родится, так Господом предусмотрено, в таком виде и мыдолжны зем лю своим детям и внукам оставить. Недаром саамы гово рят: «Шаннт еммьне чуввтка верьтли милса», то есть: Род ная земля со щепотки мила. Но тема эта бесконечна. Мы можем говорить о ней часами. Лучше пойдемте, посмот рим соревнования. Совсем рядом проводился конкурс стрельбы из арба лета. Пострелять давали всем желающим. Люди станови лись в очередь. Сергей тоже было попробовал, но без навыка все стре лы его полетели в кусты, и он, махнув рукой на это дело, вновь пристроился к Сандре Андреевне с Анастасией. А 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz