Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
когда саамские парни стремились брать в жены тех деву шек, которых лишили невинности иностранные купцы. Такую даже богатой предпочитали, а уж если ее находи ли еще и беременной, то, забывая выгоды, брали без при даного и даже покупали у родителей. Сергей наблюдал за своими спутницами, одна из ко торых была молодой, другая в возрасте, но обе излучали столько красоты, жизненной энергии, внутреннего света, что он невольно залюбовался ими, щедро обогретый, как солнечными лучами, их гостеприимством и дружбой. Сделав умное выражение лица, он почти серьезно произ нес: — Саамский матриархат — очень интересная тема. Можно поподробнее, — сказал Сергей и направил к На сте диктофон. Сандра Андреевна засмеялась. Затем потрогала зем лю рукой и спросила его: — Что это? — Земля, — удивился Сергей заданному вопросу. — Правильно — земля. По-саамски мы ее «еммьне» зовем. А еще — мать-земля. Она тоже ласку любит, бе режное отношение и чувствительна, как женщина. И сол нце саамы звали матерью. И огонь — мать. Если лучше вглядеться в нашу сегодняшнюю жизнь, то вы, Сергей, увидите, что у саамов и до сих пор остается матриархат. Саамские мастера в основном женщины. Певицы—жен щины, сказители тоже они, нынешние писатели — жен щины. Один среди нас только и есть мужчина—Аскольд Бажанов, поэт. А если еще прочтете саамские сказки, то в них вы немало найдете сведений о женщинах-нуэйтах — шаманках. Алидеры? Если, опять же, наши саамские жен щины кого-то из мужчин и проталкивают в правления, то непременно ими и руководят. Вот вам и весь сказ о мат риархате. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz