Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
ездить, на охоту ходить, рыбу ловить. Некоторые из наших женщин даже табак курили. — А ведь точно! Я читала: в мировоззрении саамов считается, что возникновениюжизни на земле способство вала женщина, продолжательница рода. Она же, по саам ским преданиям, звезды на небе зажгла и стала главой в семье, — пояснила Настя. — Но обычно все ученые-этнографы пишут о главе дома, мужчине, — высказал сомнение Сергей. — Правильно, но ведь все, кто ни писал, были не саа мами и подходили к описанию жизни саамов со своего представления о мире и семье. Скажите мне: почему рань ше в саамских семьях не было разводов, ссор, ругани? Не знаете? А я вам отвечу. Потому что мужчины высоко це нили женщину. Они — в семье работники, а женщина — управительница, хранительница рода. — А почему же Харузин пишет, что до XVII века у саамов существовал гостеприимный гетеризм, кстати, присущий почти всем северным народам, — не унимался Сергей. — Это еще что такое?— спросила, не поняв научного слова, Антонова. — Ну, когда, например, в веже саама появлялся какой- нибудь купец или чужеземный гость, хозяин оставлял свою жену с ним, а сам уходил в лес. И если, по возвращении, муж находил жену не радостной—с позором изгонял гос тя, если жена была довольна — одаривал подарками. Анастасия опередила Сандру Андреевну с ответом: — Я поняла, почему. Саамский мужчина на это шел сознательно, скорее всего, в заботе об обновлении крови. Ведь именно женщина наделена Господом способностью продлить свой род, а значит, только через нее могла в роду и кровь обновиться. Ведь тот же Харузин писал, со слов Реньяра, что в Лапландии существовал и такой обычай, 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz