Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
плясали саамскую кадриль. Из всего увиденного Настя от метила только «Танец глухарей». То, что показывал ан самбль «Танцующие саамы», было красиво, но не запало в душу. Красивы были их голубые мацэх1, расшитые би сером и кабперь2.Уж очень сочно они смотрелись на фоне зелени и солнца. После концерта ансамблей, под гимн саамов —детей солнца — Норвегии, Финляндии, Швеции и России был поднят яркий саамский флаг. Тема его проста— шаман ский бубен. Флаг на удивление очень красивый. Внем че редуются полосы цветов: красного, зеленого, желтого, си него, с сине-красным кругом посредине, символизирую щем: красная половина — солнце, синяя — луну. И вот, он уже на флагштоке, а значит, официально саамские игры можно считать открытыми. Сергей, сфотографировав подъем флага, спросил, что еще можно здесь посмотреть, и Антонова повела их с Настей на спортивные состязания. Хотя на озере была волна, на равных условиях с мужчинами в гребле на вес лах соревновались и саамские женщины. — Сандра Андреевна, не тяжело вашим женщинам с лодками управляться,—спросил Сергей, докапывавший ся до сути во всем. — В старое время у саамов ловля рыбы на реке и на море считалась чисто женским занятием. Промышляли рыбу и мужчины, особенно семгу, но все равно это счита лось как бы женским занятием. Может поэтому, в саам ской семье женщина зачастую играла главенствующую роль. Она не только была хранительницей семейного оча га, умела прекрасно шить, вязать, но и на оленьей упряжке 1М а ц э х — рубаха, несколько короче пеццк, из мягкого сукна, прямого по кроя. В русском названии — юпа. 2 К а б п е р ь — шапка, основа покрывалась зеленым или синим сукном, с красивым саамским орнаментом и лисьей опушкой. 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz