Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
шкатулке. Обычно в поездки она всегда надевала его, а в этот раз уехала из Мурманска на три месяца и не взяла с собой. А ведь бабушка наказывала: если хочешь счастья, носи. Но со многими вещами Насти оберег не гармониро вал и потому, чаще всего, оставался лежать в шкатулке. Из Госкомсевера для сравнения она запросила послед ниеданные о саамах и ительменах. Численность саамского населения составляла около 1800 человек. У ительменов— чуть больше двух тысяч с преобладающим возрастом от 16до59лет.К1998 году смертность обоих народов давно уже превысила число рождаемости и естественный при рост стал идти за минусом. Восновном ительмены живут на Камчатке, но часть из них осела на Чукотке, в Магаданской области, Хабаров ском и Приморском краях. Что до саамов, то их расселе ние скученно, —Мурманская область. Название народа «итэнмэн»— «тот, кто существует». Тот, кто есть теперь у нее! Ведь Лахэн—ительмен. И «жи вущий», или «истинный». Да, Лахэн именно живущий! Своей основательностью, несуетностью, недюжинной си лой! Как она тосковала по нему. Вмыслях—Лахэн, в сер дце — Лахэн, в душе—Лахэн! Глава девятнадцатая П оследний месяц в Москве пролетел незаметно, при шло время прощаний. И как итог — заключитель ная встреча в Центре «Лаураветлан». Настя чувствовала всебекакую-то раздвоенность: преж де всего была радость от предстоящей встречи с детьми, родителями, но тут же на душу оседала печаль, замешан ная на горечи расставания с ребятами-сгажерами, так на зываемыми представителями коренных малочисленных 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz