Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.

вые и новые сведения о Камчатке, будто узнавала не толь­ ко о географии и природных явлениях, но и о Лахэне, — все подробности, все тайны. А их там предостаточно. Например, археологи выяс­ нили, что самому древнему памятнику ительменской куль­ туры более пятнадцати тысяч лет. Обнаружив поселение первых жителей Камчатки, нашли орудия труда и стрелы, сделанные из вулканического стекла. Возникало удивительное чувство. Читая о том илидру­ гом месте Камчатки, она обязательно в своем воображе­ нии помещала туда Лахэна, порой в совершенно нереаль­ ные для него обстоятельства и время. Происходило это на уровне ее подсознания. Как саамы и многие другие коренные народы Севера и Сибири, так и ительмены верили, что явления природы, предметы населены духами, каждый со своей историей, со своим характером. В лесах обитали злые Умахчу, в го­ рах — карлики Пихлачи. Землетрясениями командовал Туил, когда его собака Козей стряхивала с себя снег. Всеми богатствами владел Пльхлен. А так как ительмены прожи­ вали по берегам рек и моря, то, соответственно, хозяином моря был Митг, который им представлялся в виде рыбы и был более всего почитаем. Алхалалалай тоже устраивался в его честь. Особый культ принадлежал огню, вокруг кото­ рого усаживались старики и обращали к нему ритуальные речи. Заканчивали говорить, вставали и взявшись за руки, устраивали пляски с криками «Алхалалалай». После чего в танец включались женщины и девушками. И несмотря на то, что прошли века, у ительменов до сих пор большим уважением пользуются амулеты в виде клыков морских животных, идолов, которые они всегда носят на себе. И тут Настя вспомнила о своем обереге, который так неосмотрительно забыла дома в заветной 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz