Большакова, Н. П. Алхалалалай / Надежда Большакова. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2003. - 378 с.
мог обращаться только в случаях крайней нужды, когда речь шла о жизни или смерти. На помощь нуэйту прихо дил свет солнца, очищающий огонь был его союзником, духи белого дня — проводниками. Он сделал себе добрый куэмдес1, который стал глав ным помощником его в постижении тайн земли и неба. А это также требовало определенных знаний. Белый День делал куэмдес из березы — плотного и звонкогодерева, хотя некоторыенуэйтыпредпочитали ель или сосну, которые считались тяжеловатыми для кикова- ния. Куэмдес должен быть легким, не сковывающим дви жения нуэйта. Для своего куэмдеса Белый День долго и старательно выбирал нужную березу, которая росла по солонь2без сучков. Только после этого выдолбил из нее каркас будущего своего помощника. Когда тот был готов, натянул хорошо выделанную оленью кожу и ольховым красителем расписал его, нарисовал богов идухов, кото рые должны были участвовать с ним в путешествиях по неземным мирам. Неотъемлемой частью куэмдеса у лю бого нуэйта должна была стать бирра3, к которому привя зывались несколько маленьких колечек. Они-то и помога ли нуэйту определить, к каким богам и духам обращаться. В центре куэмдеса Белый День нанес рисунок в виде ромба, символизирующий бога солнца— Пеййва. Четы ре упряжи, что пересекли его, обозначили четыре сторо ны света. Затем пошли символические изображения бога грома — Айеке, богини земли — Моаннтар-оаххк с ее дочерьми, повелителя ветров — Пьегг-олмайя, подзем ных духов, богов и других. И хотя куэмдес был готов, но ' К у э м д е с — шаманский бубен. : П о с о л о н ь — движение солнца с востока на запад. 3Б и р р а — кольцо из ольхи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz