Большакова, Н. П. «В наших судьбах он сыграл большую роль» : (IV Масловские чтения в г. Мончегорске) // VI Масловские чтения, [Мурманск, 13-15 декабря 2007 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2008. – С. 68-73.

Я Маслова видела и безбородым, и с бородой, но сейчас без боро­ ды его уже не представляю, кажется, совершенно другой человек. Боро­ да ему солидность придавала и что-то патриаршье...». Татьяна Александровна Терлецкая: «Вспомнила об ответе на один вопрос, по поводу гимназических программ по литературе. Маслов счи­ тал и говорил об этом, что гимназические программы слишком пере­ гружены произведениями зарубежной литературы в ущерб произведе­ ниям русской, в которых как нигде воспроизводится образ русского православного человека. В этом он видел большую ущербность гимна­ зических программ. Часто обращаюсь к дневниковым записям Маслова “На костре моего греха”, в которых он пишет о том, что не только верующие, но и верящие, атеистически настроенные люди видят надежду на возрожде­ ние духовности только в православии, в церкви, поскольку она является духовным стержнем, без которого нам не обойтись. Православная позиция Маслова проявлялась всегда и во всем. И поклонный крест у церкви установлен благодаря Маслову, который об­ ратился с просьбой к скульптору Вячеславу Клыкову, чтобы тот для Мончегорска воспроизвел копию поклонного креста с Прохоровского поля. Не случайно и один из первых праздников Дней славянской пись­ менности и культуры в Мончегорске был назван словами из Библии «В начале было слово», на сцене звучала духовная музыка, слово пастыря, выступали церковные хоры, совершались крестные ходы вокруг храма. Да и на конкурс сочинений «Храмы России» он ввел темы, связанные с православием. Виталий Семенович сумел объединить разных людей: епархию, администрацию и интеллигенцию Мурмана, особенно у нас в Мончегорске. Он всегда обращал внимание учителей на необходимость обращать внимание в учебном процессе на вопросы православия, и только сейчас учителя начинают обращаться к этой идее. Когда я была в Святогорском монастыре и слушала батюшку, ко­ торый истово обращался к нам со словом праведным, мне запомнился его горящий взор. Сам батюшка маленький, а, выражаясь современным языком, владел неимоверной силой харизмы. Помню, как люди, точно зачарованные им, повторяли молитву «Отче наш», и у меня возникла параллель с Виталием Семеновичем Масловым. Такой же горящий взгляд, пылающий, как уголь... И как мне было жаль, что не записала его речь, ведь сколько раз слушала. А как он говорил! Сама форма вы­ ражения мысли. Маслов даже в процессе говорения философом был. Необычайная целеустремленность в сочетании с огромной человечно­ стью и искренностью. О нем можно бесконечно говорить. В наших судьбах он сыграл большую роль. Я не могу сказать, что была атеист­ кой, просто не задумывалась о вере, а та духовная работа, по которой он 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz