Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.

монах Митрофан. В 1939 г. древние колокола Варзуги были сброшены с колоколен и свезены на лодках на Устье для последующей отправки на переплавку. «В ожидании погрузки на бот, колокола вывалили на песчаный берег реки. Ближайший прилив привел к исчезновению большей части их. Пока решали, как копать да чем вытаски­ вать, следующий прилив поглотил все без остатка. И как потом ни копали, ни искали со щупами, даже и следа не нашли. Позже приезжали на это место и ученые, и ар­ хеологи с приборами да металлоискателями пытались обнаружить - бесполезно, даже ни намека. Забрал Господь колокола, сокрыл от злых людей, забывших свои традиции и веру предков» [2]. Вышеназванные легенды мы вправе уже отнести не просто к истории, но и к фольклору, в котором встречаются и песни-причиты, например, обращаясь к колоко­ лу, пела-причитала невеста: Ты бежи-тко, мой зычен голос, Во церковь во соборную; Там ударь-ко в большой колокол, Чтобы шел звон по Русиюшке...[9, с. 372] И вот колокольная тема из фольклора начинает уже плавно перетекать в сти­ хи современных авторов. Возрожденные колокольные звоны пробудили в мурман­ ской поэтессе Марине Чистоноговой свой отклик на обряд венчания молодых: Ворота - настежь! Перезвоны Святых литых колоколов. Нетленны Божии законы, Прииди, время расколов! Благослови, Великий Старче, В своих отеческих речах, У нас глаза сияют ярче, Чем два колечка при свечах. И чтоб отныне не померкли, Нам чашу счастья приготовь. Под куполами старой церкви На Жизнь венчается Любовь! Посвятил колокольне одно из своих стихотворений поэт и прозаик Игорь Коз­ лов, а вот о колокольном звоне написал в дневниковых записях, вспоминал, как из Болгарии в Мурманск он сопровождал памятник Кириллу и Мефодию. Остановка в Киеве: «...В сопровождении ГАИ поехали к месту митинга - в Софийский собор. На­ роду - тьма. Прибыло все духовенство. Церковные песни. Колокольный звон... По­ том началась служба во славу Кирилла и Мефодия...» Впервые за 60 последних лет в Киеве тогда был исполнен колокольный звон в честь освящения памятника равноапостольным славянским братьям-просветителям. А всего памятник освящался пять раз: в болгарской столице Софии; в Софийских со­ борах Киева и Новгорода, в Кирилло-Мефодиевской церкви в Минске, Мурманске... Память! Великий Даль определяет это слово как способность помнить, не за­ бывать прошлого. Каких только пыток и экспериментов за прошедшие века не уст­ раивали над людьми, чтобы лишить их памяти! Полбеды, когда подобными людьми становились одиночки, но когда правители предпринимали попытки лишить памяти весь народ, это становилось катастрофой для страны. Новые правители России в 20-30-х гг., уничтожая памятники старины, церкви и колокола, также предпринимали попытки лишить людей памяти, зомбировать народ, но слишком переусердствовали, и потому машина, запущенная ими на уничтожение, в конце концов раздавила самих. И не что иное, как литература явила России колокола памяти в произведениях многочисленной армии поэтов и прозаиков, в том числе и мурманских литераторов. Мы, люди XXI в., не имеем права быть беспамятливыми, ибо это рождает безнрав­ ственность и бездуховность. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz