Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.
монах Митрофан. В 1939 г. древние колокола Варзуги были сброшены с колоколен и свезены на лодках на Устье для последующей отправки на переплавку. «В ожидании погрузки на бот, колокола вывалили на песчаный берег реки. Ближайший прилив привел к исчезновению большей части их. Пока решали, как копать да чем вытаски вать, следующий прилив поглотил все без остатка. И как потом ни копали, ни искали со щупами, даже и следа не нашли. Позже приезжали на это место и ученые, и ар хеологи с приборами да металлоискателями пытались обнаружить - бесполезно, даже ни намека. Забрал Господь колокола, сокрыл от злых людей, забывших свои традиции и веру предков» [2]. Вышеназванные легенды мы вправе уже отнести не просто к истории, но и к фольклору, в котором встречаются и песни-причиты, например, обращаясь к колоко лу, пела-причитала невеста: Ты бежи-тко, мой зычен голос, Во церковь во соборную; Там ударь-ко в большой колокол, Чтобы шел звон по Русиюшке...[9, с. 372] И вот колокольная тема из фольклора начинает уже плавно перетекать в сти хи современных авторов. Возрожденные колокольные звоны пробудили в мурман ской поэтессе Марине Чистоноговой свой отклик на обряд венчания молодых: Ворота - настежь! Перезвоны Святых литых колоколов. Нетленны Божии законы, Прииди, время расколов! Благослови, Великий Старче, В своих отеческих речах, У нас глаза сияют ярче, Чем два колечка при свечах. И чтоб отныне не померкли, Нам чашу счастья приготовь. Под куполами старой церкви На Жизнь венчается Любовь! Посвятил колокольне одно из своих стихотворений поэт и прозаик Игорь Коз лов, а вот о колокольном звоне написал в дневниковых записях, вспоминал, как из Болгарии в Мурманск он сопровождал памятник Кириллу и Мефодию. Остановка в Киеве: «...В сопровождении ГАИ поехали к месту митинга - в Софийский собор. На роду - тьма. Прибыло все духовенство. Церковные песни. Колокольный звон... По том началась служба во славу Кирилла и Мефодия...» Впервые за 60 последних лет в Киеве тогда был исполнен колокольный звон в честь освящения памятника равноапостольным славянским братьям-просветителям. А всего памятник освящался пять раз: в болгарской столице Софии; в Софийских со борах Киева и Новгорода, в Кирилло-Мефодиевской церкви в Минске, Мурманске... Память! Великий Даль определяет это слово как способность помнить, не за бывать прошлого. Каких только пыток и экспериментов за прошедшие века не уст раивали над людьми, чтобы лишить их памяти! Полбеды, когда подобными людьми становились одиночки, но когда правители предпринимали попытки лишить памяти весь народ, это становилось катастрофой для страны. Новые правители России в 20-30-х гг., уничтожая памятники старины, церкви и колокола, также предпринимали попытки лишить людей памяти, зомбировать народ, но слишком переусердствовали, и потому машина, запущенная ими на уничтожение, в конце концов раздавила самих. И не что иное, как литература явила России колокола памяти в произведениях многочисленной армии поэтов и прозаиков, в том числе и мурманских литераторов. Мы, люди XXI в., не имеем права быть беспамятливыми, ибо это рождает безнрав ственность и бездуховность. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz