Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.

вздрогнул зыбкий горизонт. Рыкнет главный: «Бом-м!» И грозно: «Бам-м!» - закружится над ним. «Бем-м! Бем-м! Бем-м! - застонет бронза. - Бим-м! Бим-м! Бим-м!..» Снова: «Бом-м!» - ознобом в теле. Жизнь отдам. Бери. Спеши! Все двенадцать зазвенели, будто с дальних звезд сошли... Свое восприятие Ивана Васильевича Данилова передал в воспоминании и другой мурманский поэт Владимир Сорокажердьев. Он пишет: «Образ Ивана Ва­ сильевича за туманностью лет сохранился четко: черная смоль-борода, живые с искоркой глаза, крепкое телосложение - истинный архангельский помор, который дело знает и бывальщину может рассказать. Попытался я тогда же, в 1981 г., ска­ зать о нем поэтически». Владимир назвал свое стихотворение «...Угасла медь»: ...А на Руси всегда любили звоны, Талант ценили, что ни говори. Недаром попадали на иконы По воле богомаза звонари. В небольшой книжице «Вятский след на Мурмане» Владимир Сорокажердьев рассказывает также и историю вятского колокола, которую ему и поведал Иван Ва­ сильевич Данилов. Колокол, вывезенный с Беломорья, был якобы Соловецким и долгое время хранился в Морском соборе города Портсмута. Имел он изображе­ ние иконы Казанской божьей матери и надпись: «1852 г. Лили сей колокол Вятской губернии города Слободского братья Бакулевы». Владимир Сорокажердьев задается вопросом: был ли колокол Соловецким - и вносит предположение, что увезенный англичанами в Порсмут колокол, скорее все­ го, из Ковды Мурманской земли, но чтобы это доказать, необходимо поднять доку­ менты Архангельской духовной консистории об установке в Ковдском приходе нового колокола вятского литья...[7, с. 54-61) Существуют на Мурмане литературные свидетельства-легенды и о «Зато­ нувшем колоколе Коккова монастыря» в деревне Кандалакша, которую впервые за­ писал в XIX в. путешествующий по Кольской земле В.И. Немирович-Данченко. Затем она с некоторыми подробностями и добавлениями была записана еще дважды [8]. В ней рассказывается о богатой обители древнего Коккова монастыря. В 1854 г. английский флот явился в Белое море, и часть враже­ ских судов остановилась против Кандалакши. Иноки скот угнали 8 горы, а заветную святыню - дивного звона серебряный колокол - ночью сняли с колокольни и с мо­ литвами опустили в Ниву-реку. Много раз после ухода врага монахи и рыбаки пытались достать заветное со­ кровище, но никому не удавалось. С каждым годом колокол уходит все глубже и глубже, так что надежды на его возвращение уже почти не осталось1. «И пошел с той поры у стариков завет - беспременно колокол вытащить. Как его опять на колокольню здынут, да звоном своим серебряным он зазвенит - тут все снова по-старому и пойдет»2. Другая легенда, живущая на Кольской земле, рассказывает о затонувших вар- зужских колоколах. Об этом пишет настоятель Успенской церкви села Варзуга иеро- ' Записал в д. Кандалакше (ныне Мурманской обл.) 10 декабря 1895 г. Сергей Павлович, дед Н. Кол- паковой [8, с. 153]. Записано от М.А. Кяльминой в д. Кандалакше Мурманской обл. в 1933 г. (8, с.153-154). 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz