Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.
5 больших получил себе и имя по отлитой на нем иконе. «Никольский» звонит в знак молитвы о портовиках, «Благословение детей» - в знак молитвы о детях, «Богоро дичный» - в знак молитвы о гражданах города. «Андреевский» и «Ушаковский» - в знак молитвы о военных моряках, «Икона Божьей матери» своим звоном охраняет город. А у Галины Сиротинской родилось стихотворение: Прекрасна Севера природа, В краю суровых, хмурых вод Как снежный лебедь Спас-на-водах Легко и царственно плывет. На сопке, где лишь только листья Желтели под напев ветров, Серебряной струею льется Священный звон колоколов... (Прекрасна Севера природа) Надо заметить, что на кораблях колокола появились со второй половины XV в. И поначалу считалось, что их звон отпугивал «злые силы», затем стал служить пре дупреждением о приближении врага или сигналом к бою, отмечали колокола и вре мя. Счет начинался с полудня и отбивал восемь склянок. У Викдана Синицына, всю жизнь отдавшего работе на море во Вспомогательном флоте, есть стихотворение «В порту», где поэт с горечью говорит о нынешнем положении на кораблях, упоминая и бой склянок: ... трап скрипучий при отливе Привычно нарушает дрему И вахта тянет терпеливо Последний час перед подъемом. Вдруг нарушается молчанье Давно забытым боем склянок, Как будто вахтенный в отчаянье Подвахту будит после пьянок... А вот Николай Рубцов в стихотворении «В океане» упоминает рынду - особый бой в три темпа в полдень: Забрызгана крупно и рубка, и рында, Но час отправления дан!.. К колоколам на Руси во все времена относились, как к живым дорогим суще ствам. Если колокол ударить кулаком - он промолчит, если ласково ладонью - отзо вется. Иногда достаточно просто постоять рядом со старым колоколом, и вы ощути те исходящее от него тепло, потому как в каждом колоколе, еще в пору его литья, заложена и собственная энергетика, и энергетика времени. В стихотворении «Колокола» все тот же Викдан Синицын, в чьем творчестве много колоколов и колокольного звона, поднимает тему церквей, построенных на «задворках» городов, где чужеродным русскому православию храмам отводятся места в центре: ...Но спокойно люди идут Вверх, на сопку, в храм православный. Путь не близкий. Дарован он Тем, кто духом и верой сильный. И возносится перезвон 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz