Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.
Но колокола звонили не только при опасностях и напастях, но и при избежа нии их. Петр Губанов в повести «Путь в Колу» пишет, что когда Кольская крепость отбила нападения захватчиков наместника Норланда из Рованиеми и его отряд вы нужден был отступить, «...вслед раздался ликующий звон множества колоколов в отстрожных церквах. Звонари на колокольнях старались вовсю» [1, с. 135]. Обратился к тому далекому времени и поэт Владимир Смирнов в своем сти хотворении «Раскольница Мавра», которая по Указу Кольского воеводы Зота Поло зова в январе 1684 г. за свои богохульные речи была казнена сожжением в срубе, как и ее духовник Аввакум. И чтобы придать силу своему повествованию, Влади мир Смирнов также в стихотворение вводит колокола: ...Лохмотья одежды не скроют и стыд. В глазах то огонь, то кромешная мгла. А выше - В глухую январскую стынь Над Колой колотятся колокола... Рисует плач колоколов Смирнов и в стихотворении, посвященном селу По ной «Трудно выговорить - мертвое село...», которое в 70-х гг. было признано не перспективным. Для усиления образа мертвого села поэт вводит колокольню, за крытую для посещения в 1935 г.: ...И дома стоят, как лодки на приколе. И церквушка всех оплакала навзрыд С отзвеневшей в тридцать пятом колокольни. В России известны самые различные колокольные имена, которые давались в честь святых, по названию городов, по принадлежности к тому или иному государст ву, имена животных, по праздникам, например такие, как: «Великий князь Ярослав», «Успенский», «Лебедь», «Козел», «Муромский», «Немчин» и так далее. Нам же встречается колокольное имя в историческом романе Игоря Чеснокова «Гавань Благополучия», описывающего приход английских кораблей к подступам Соловков: «Ударил, гулко застонал “Борисович” (самый большой многопудовый мо настырский колокол, пожертвованный обители Борисом Годуновым) и враз поднял с постелей всех» [11, с. 178]. Упоминает он здесь и о перезвоне судовых колоколов: «С перезвоном судово го колокола Омманей поднялся на ют. Навстречу шагнул вахтенный офицер, доло жил об обстановке. Кроме него, маячил на палубе бака матрос, только что отошед ший от колокола. Над голубой лакированной гладью моря послышался отдаленный перезвон склянок с “Бриска” и “Миранды”» [Там же, с. 151]. О бое склянок пишет в своем стихотворении и североморец Михаил Зверев: ,. .Бой склянок - будто звон церквей. Святым набатом русских звонниц Согреет души кораблей, Как души прихожан с околиц. Он раздается в дни торжеств И в будни, и по воскресеньям - Извечный флотский благовест: Во здравие! И во спасенье! (Бой склянок) Для Зверева бой склянок олицетворяется со звоном церковных колоколов, и это не случайно. Несколькими годами раньше в Мурманске произошло открытие но вого храма Спаса на Водах - храма поистине морского, построенного практически на самой высокой сопке города. А чтобы придать храму свой голос, на пожертвованные мурманчанами деньги, в Воронеже были отлиты 10 бронзовых красавцев-колоколов. Каждый из 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz