Большакова, Н. П. Колокольная литература Мурмана // IV Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2005 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2006. – С. 57-65.

Но колокола звонили не только при опасностях и напастях, но и при избежа­ нии их. Петр Губанов в повести «Путь в Колу» пишет, что когда Кольская крепость отбила нападения захватчиков наместника Норланда из Рованиеми и его отряд вы­ нужден был отступить, «...вслед раздался ликующий звон множества колоколов в отстрожных церквах. Звонари на колокольнях старались вовсю» [1, с. 135]. Обратился к тому далекому времени и поэт Владимир Смирнов в своем сти­ хотворении «Раскольница Мавра», которая по Указу Кольского воеводы Зота Поло­ зова в январе 1684 г. за свои богохульные речи была казнена сожжением в срубе, как и ее духовник Аввакум. И чтобы придать силу своему повествованию, Влади­ мир Смирнов также в стихотворение вводит колокола: ...Лохмотья одежды не скроют и стыд. В глазах то огонь, то кромешная мгла. А выше - В глухую январскую стынь Над Колой колотятся колокола... Рисует плач колоколов Смирнов и в стихотворении, посвященном селу По­ ной «Трудно выговорить - мертвое село...», которое в 70-х гг. было признано не­ перспективным. Для усиления образа мертвого села поэт вводит колокольню, за­ крытую для посещения в 1935 г.: ...И дома стоят, как лодки на приколе. И церквушка всех оплакала навзрыд С отзвеневшей в тридцать пятом колокольни. В России известны самые различные колокольные имена, которые давались в честь святых, по названию городов, по принадлежности к тому или иному государст­ ву, имена животных, по праздникам, например такие, как: «Великий князь Ярослав», «Успенский», «Лебедь», «Козел», «Муромский», «Немчин» и так далее. Нам же встречается колокольное имя в историческом романе Игоря Чеснокова «Гавань Благополучия», описывающего приход английских кораблей к подступам Соловков: «Ударил, гулко застонал “Борисович” (самый большой многопудовый мо­ настырский колокол, пожертвованный обители Борисом Годуновым) и враз поднял с постелей всех» [11, с. 178]. Упоминает он здесь и о перезвоне судовых колоколов: «С перезвоном судово­ го колокола Омманей поднялся на ют. Навстречу шагнул вахтенный офицер, доло­ жил об обстановке. Кроме него, маячил на палубе бака матрос, только что отошед­ ший от колокола. Над голубой лакированной гладью моря послышался отдаленный перезвон склянок с “Бриска” и “Миранды”» [Там же, с. 151]. О бое склянок пишет в своем стихотворении и североморец Михаил Зверев: ,. .Бой склянок - будто звон церквей. Святым набатом русских звонниц Согреет души кораблей, Как души прихожан с околиц. Он раздается в дни торжеств И в будни, и по воскресеньям - Извечный флотский благовест: Во здравие! И во спасенье! (Бой склянок) Для Зверева бой склянок олицетворяется со звоном церковных колоколов, и это не случайно. Несколькими годами раньше в Мурманске произошло открытие но­ вого храма Спаса на Водах - храма поистине морского, построенного практически на самой высокой сопке города. А чтобы придать храму свой голос, на пожертвованные мурманчанами деньги, в Воронеже были отлиты 10 бронзовых красавцев-колоколов. Каждый из 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz