Большакова, Н. П. Д. М. Балашов и Мурман - точки соприкосновения // III Масловские чтения, [Мурманск, 15-16 декабря 2004 г.] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т [и др.]. – Мурманск, 2005. – С. 79-82.

Н П. Большакова Д.М. БАЛАШОВИМУРМАН-ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ Стараниями Михаила Орешеты, мурманского писателя и краеведа, в сентябре 2003 года в Варзуге была открыта мемориальная доска Дмитрию Михайловичу Балашову. М. Орешета рассказывал: когда везли доску через реку, на берег высыпала вся деревня. И не успели Михаил Орешета и Александр Арсентьев, скульптор, высадиться на берег, как женщины из поморского варзужского хора, лично знавшие Балашова, спросили: «Дмитрия-то привез?!». Михаил Григорьевич сразу и не понял, о каком Дмитрии речь, так это было сказано по-домашнему, будто должны они были прихватить какого-то Дмитрия с другого берега. Видя замешательство Орешеты, варзужанки ответили, не скрывая нетерпения: «Какого еще ты привезти долж ен, конечно, Б алаш ова». «А , - протянул Михаил облегченно, -доску -то привез». Рассказывая мне это, Орешета просиял глазами: «Ты представляешь, они не доску встречали, для них Балашов до сих пор живой. И если честно, мы с А лександром А р с е н т ь е вы м , что д о с к у эту д е л а л , сразу т а к сил ьн о запереживали, как она им? Глянется? Ничего, одобрили...». Открыли ее на лицевой стене клуба в Варзуге, так как на каком-то отдельном доме нельзя, бывая здесь в пяти экспедициях, Балашов успел пожить почти в каждом из них, и все варзужане считают его своим. На варзужской доске Балашову высечены его слова: «Именно в Варзуге я понял, что такое настоящая русская культура». И это не праздная фраза. Это начальный этап становления большого русского писателя. Началось все с далекого 1957 года, когда Балашов впервые приехал на Терский берег. Рассказывал, что многие села обошел пешком, но особенно интересна ему была Варзуга, считал ее песенным центром края, где наиболее полно сохранилась культура и н ародный бы т С евера. Именно в В арзуге. по воспоминаниям Станислава Панкратова, у Дмитрия Михайловича зародилась идея написания романа о Марфе-посаднице. Побывав здесь, он полюбил и деревню, и Успенскую церковь - красавицу, у которой просиживал многие часы, а затем практически в одиночку начал боевую кампанию за спасение памятников деревянного зодчества на всем пространстве русского Севера. В 1986 году, когда мурманские писатели готовились к проведению Первого праздника славянской письменности и культуры в рамках Дней Баренцева моря, в числе многих приглашенных был и Дмитрий Михайлович. Тогда приехать на праздник он не смог, но прислал в поддержку мурманчан большую телеграмму. В ней говорилось: «...огромная роль русского Севера в культуре России еще не исследована и не показана, не явлена миру в целом, в единстве своего неслыханного многообразия и, пожалуй, менее всего изучено значение Севера в развитии русской литературы, русской письменности, великого русского языка - потому от всей души приветствую ваше начинание, за коим верю последуют и другие, подобные ему. Шлю низкий поклон участникам Дня 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz