Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
к родному краю, который для него теплее, чем знойная Африка. Все дорого здесь для него: и майский дождь со снегом, и «ласка болот бескрайних», и «шум речу шек горных». Любимый образ не забывается вдали от родины, появляясь во снах. Север для поэта не просто родной край, природа, но и нечто более важное: это истоки, причалы, начало жизни тех, кто волен и горд, как птица. Именно здесь проживают гордые душой Саами. Теме осени посвящены и другие стихи сборника. Осень навевает печаль, грусть. Она не желанна для поэта, он не любит «пасмурную» осень: «Не привы чен я к краскам бежевым, / Не горят от, не влекут». Гораздо более радуется Аскольд «снегу свежему, солнцу первому и цветку». Символом своего причала для поэта является изба, в которой все просто, здорово, все располагает к стихам и думам. В новой книге стихов появляются философские мотивы. Если первая книга была наполнена яркими образами родного края, яркими красками, оптимистич ным настроением, то в этой все чаще появляются нотки грусти, печали. Основ ным мотивом стихов становится мотив течения, зыбкости времени. Сменяются времена года: «Январский свет приходит на минуты /И снова тает где-то воз ле гор... / ...прошла пора тепла и грез! / Зима уже не за горами...» Сменяются времена суток, настоящее сменяет прошлое. Время от этого приобретает какую- то текучесть, зыбкость. Иногда времена встречаются: «...Мороз холодною щекой / Коснулся осени нагой...» Вместе с поэтом мы оказываемся то в прошлом, то в настоящем, причем они часто противопоставлены («Январский свет приходит на минуты...»): Олени теплой, стелющейся тучей Идут сквозь ночь на розовый восход, Их с нашей древней тундрой не разлучишь, Их не заменит юркий вездеход. «Знал мой предок, что тундра чиста / И не знал, что есть фтор и мазут», «Видно, предок был очень любим...» Настоящее не выдерживает сравнения с прошлым: «Январские ночи Поляр ные / В согласье с избушкой живут./Не снятся мне будни кошмарные,/Кирпич- ных домов неуют». Далекое прошлое все больше напоминает о себе душевным уютом, теплотой близких душ, оно все больше идеализируется. Сын тундры, поэт так и не смог привыкнуть к навязанной цивилизованной жизни: «Живу, как мой дед, не спе ша». И именно в слиянии с родной природой появляется у поэта вдохновение, «свободно рождаются стихи». Все чаще вспоминается родная избушка, (а не «ветхая дедова изба»!), дым ный камелек, рассказы деда. Все это —родные истоки, к ним в своих стихах все чаще и чаще возвращается поэт, чтобы очиститься далекими воспоминаниями, прикоснуться к чистой памяти предков: 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz