Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Слова эти воспринимаются и как поддержка своего народа, и как поддержка самого себя. Но и тут нет ясности, о какой борьбе идет речь? Тундра никогда не была врагом саамов, поэтому остается только догадываться, что имел в виду поэт своим последним четверостишием в первой книге стихов. Что же значит быть «хозяином вечной тундры»? Следовать обычаям отцов? Перенять пастушье дело? Не позволять уничтожать тундру? И хозяин ли теперь саамский мужчина в своем тундровом доме, что решает его мнение? Слишком победно звучат пос­ ледние строки стихотворения, слишком неестественно противопоставление «веч­ ной тундры» и «ветхой дедовской избы». Жизнь расставила свои акценты. Как произошло то, что Аскольд изменяет своей мечте —быть оленеводом, жить в тундре, в стаде —доподлинно неизвест­ но. Можно только предполагать, что этому послужило советское образование и воспитание в школе-интернате. Закончив школу, Аскольд поступает в авиаци­ онное училище, но после неудачного прыжка с парашютом ему приходится от­ казаться от мечты стать летчиком. После этого он поступает в Ленинградский педагогический институт на факультет Народов Севера —отделение физики, однако не заканчивает его. Зато именно здесь начинает серьезно заниматься ли­ тературным творчеством. Что не сложилось действительно у Бажанова, почему не смог прижиться он в столице, почему не смог получить престижных по тем временам профессий? Может быть, тундра не отпускала его, не могла простить ухода, измены мальчишеской мечте, не разрешала предать забвению заветы пред­ ков? А может быть, он не стал слышать в своих стихах души и его потянуло в родные горы, как писал он когда-то в своем первом стихотворении? Факт оста­ ется фактом: Аскольд Бажанов вернулся в родное Заполярье, чтобы открыть миру его красоту, чтобы выполнить завет предков —«взахлеб» любить свой от­ чий край. И доказательство этого —его стихи. Основным образом в первой книге поэта является солнце, вероятно, поэто­ му Бажанова называют солнцепоклонником. Об этом писали поэт Виктор Ти­ мофеев, прозаик Надежда Большакова. Но вместе с солнцем, которое расцвечи­ вает тундру в сияние разноцветных красок, на страницах первой книги поэта мы находим и такой дорогой Аскольду образ, как образ камелька —символа до­ машнего уюта, символ семейного тепла («веселый камелек», «верный друг»). И вот перед нами новая книга поэта —«Стихи и поэмы о саамском крае» (2009). Собственно, с 1983 года отдельным изданием стихи поэта не выходили. Было какое-то творческое молчание, хотя изредка Бажанов печатался на стра­ ницах газет, журналов. Новая книга невольно заставляет задуматься над тем, чем же теперь дышит поэт, изменился ли его взгляд на мир, что нового появи­ лось в его поэтической песне, ведь прошло не много не мало 27 лет! Если первое стихотворение первой книги открывало нам всю радость от по­ явления первого солнца, было проникнуто насквозь этой радостью, искромет­ но, тепло по-весеннему, то первое стихотворение нового сборника проникнуто грустью, потому что тема его —тема прощания с Севером, тема ухода, тема осе­ ни. Настроение это создают слова «прощались», «щемящим сердцем», «не ото­ греться», «будет очень трудно». Поэт в который уже раз говорит о своей любви 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz