Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
Слова эти воспринимаются и как поддержка своего народа, и как поддержка самого себя. Но и тут нет ясности, о какой борьбе идет речь? Тундра никогда не была врагом саамов, поэтому остается только догадываться, что имел в виду поэт своим последним четверостишием в первой книге стихов. Что же значит быть «хозяином вечной тундры»? Следовать обычаям отцов? Перенять пастушье дело? Не позволять уничтожать тундру? И хозяин ли теперь саамский мужчина в своем тундровом доме, что решает его мнение? Слишком победно звучат пос ледние строки стихотворения, слишком неестественно противопоставление «веч ной тундры» и «ветхой дедовской избы». Жизнь расставила свои акценты. Как произошло то, что Аскольд изменяет своей мечте —быть оленеводом, жить в тундре, в стаде —доподлинно неизвест но. Можно только предполагать, что этому послужило советское образование и воспитание в школе-интернате. Закончив школу, Аскольд поступает в авиаци онное училище, но после неудачного прыжка с парашютом ему приходится от казаться от мечты стать летчиком. После этого он поступает в Ленинградский педагогический институт на факультет Народов Севера —отделение физики, однако не заканчивает его. Зато именно здесь начинает серьезно заниматься ли тературным творчеством. Что не сложилось действительно у Бажанова, почему не смог прижиться он в столице, почему не смог получить престижных по тем временам профессий? Может быть, тундра не отпускала его, не могла простить ухода, измены мальчишеской мечте, не разрешала предать забвению заветы пред ков? А может быть, он не стал слышать в своих стихах души и его потянуло в родные горы, как писал он когда-то в своем первом стихотворении? Факт оста ется фактом: Аскольд Бажанов вернулся в родное Заполярье, чтобы открыть миру его красоту, чтобы выполнить завет предков —«взахлеб» любить свой от чий край. И доказательство этого —его стихи. Основным образом в первой книге поэта является солнце, вероятно, поэто му Бажанова называют солнцепоклонником. Об этом писали поэт Виктор Ти мофеев, прозаик Надежда Большакова. Но вместе с солнцем, которое расцвечи вает тундру в сияние разноцветных красок, на страницах первой книги поэта мы находим и такой дорогой Аскольду образ, как образ камелька —символа до машнего уюта, символ семейного тепла («веселый камелек», «верный друг»). И вот перед нами новая книга поэта —«Стихи и поэмы о саамском крае» (2009). Собственно, с 1983 года отдельным изданием стихи поэта не выходили. Было какое-то творческое молчание, хотя изредка Бажанов печатался на стра ницах газет, журналов. Новая книга невольно заставляет задуматься над тем, чем же теперь дышит поэт, изменился ли его взгляд на мир, что нового появи лось в его поэтической песне, ведь прошло не много не мало 27 лет! Если первое стихотворение первой книги открывало нам всю радость от по явления первого солнца, было проникнуто насквозь этой радостью, искромет но, тепло по-весеннему, то первое стихотворение нового сборника проникнуто грустью, потому что тема его —тема прощания с Севером, тема ухода, тема осе ни. Настроение это создают слова «прощались», «щемящим сердцем», «не ото греться», «будет очень трудно». Поэт в который уже раз говорит о своей любви 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz