Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Недаром в нашем поселенье, Идущем в двадцать первый век, Все больше ценятся олени И сам оленный человек! В одном из последних стихотворений сборника —«Край мой» —поэт рисует картину прошлого и настоящего родной тундры. Прошлое края, «края простор­ ного, Севера бородатого, края озерного и богатого», нарисовано темным, безра­ достным, «полудиким», «многострадальным»: В прошлом позабытый, Прозванный медвежьим, Был ты беззащитным, Был ты безутешным. Выглядел угрюмым, Сдавленным неволей. Был ты краем чумов, Был ты краем горя... Радость не селилась В тундре полудикой... Этой картине прошлого противопоставлена якобы счастливая картина на­ стоящего, однако она нарисована схематично, поэт только и ставит в заслугу счастливому новому появление городов и сел «по сопкам, по лесам еловым, по оленьим тропам». Теперь уже можно говорить о том, что такое развернутое стро­ ительство губило тундру, нарушало экологию, уничтожало ягельники —основ­ ной корм оленей, поэтому исчезали стада, приходилось переходить все дальше в те районы, где природа еще сохраняла свой первоначальный вид, где можно было существовать саамам и их стадам. Но этого поэт как бы не видит, в его понима­ нии (понимании ли?) «край мой стал моложе,//все ему по силам...». Многозна­ чительное троеточие в конце строчки словно заменяет собой все, что на самом деле происходило с родным Заполярьем, поэту как будто не хватает дыхания продолжить воспевание новой, «лучшей» жизни, и он предпочитает замолчать. Какая-то недоговоренность чувствуется в этом многоточии. Нет, не мог не ви­ деть потомственный оленевод, что творилось с саамскими селами, с саамским народом, культурой. Не мог не понимать, что оленеводство гибнет, а значит, нет будущего у саамского народа. Вероятно, поэт отдает дань теме «прежде и те­ перь», как и большинство его сокурсников по Институту народов Севера. И по­ этому гораздо правдивее, искреннее воспринимается его последнее четверости­ шие, посвященное саамскому парню (оно так и называется —«Саамскому пар­ ню»), где поэт говорит о своей надежде на лучшее, надежде, которая становится все более несбыточной: Всякий раз, когда бывает трудно, Чувствуешь —не выдержать борьбы, Вспомни: ты хозяин вечной тундры, А не ветхой дедовской избы! 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz