Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

А бабушка по вечерам рассказывала сказки, убаюкивая уставших от впечатлений внуков. Эту ласку и мудрость старших пронесет поэт через всю жизнь, поняв про­ стую истину: «В детстве радужно-ярки краски, / Им всю жизнь не перецвести, / Если щедро любовь и ласку / Сможем детям своим нести». Так о детстве мог писать только человек, выросший в любви родных ему людей. Свою любовь он переносит и на свою семью, дочь, даря ей теплоту до­ машнего очага, которую когда-то в детстве получил сполна сам: «...о я уж дома, дома, дома, / Где все дороги замело...» Этот повтор слова «дома» ясно дает почув­ ствовать все нетерпение, с которым лирический герой спешит домой, словно это бьется его сердце —«дома, дома, дома»... И полярная ночь для него тепла, как друг, она встречает его после разлуки, ведь они с ней земляки: «А я соскучился по дочке —/ И нет светлей моей тоски!». Детство —это тот далекий радужный заряд, который помогает не потерять себя в большом житейском море, это понимается поэтом как открытие и как дан­ ность: <t Нет сильнее и проще средства,/ чтоб по жизни светло идти: / надо сол­ нечный лучик детства, / обжигаясь, носить в груди!» Но в яркий, счастливый, сказочно-чудесный мир детства вторгается война. Война отняла у его бабушки восемь детей, война отняла и у поэта родного отца. Никакие годы, никакое время не залечит раны, не утихает с тех пор боль потерь, тема войны становится одной из основных в творчестве поэта. Она диссонан­ сом может прозвучать и в стихотворении, посвященном детству, и в стихах о природе, горькая память о войне не проходит и сегодня, превратившись в «неза­ росший шрам войны»: В ласковом июне спозаранку Утро нас лишило детских снов, Осень сорок первого в землянки Всех переселила из домов. Детство стало хрупким и тревожным... Чувство ответственности за все, что происходило и происходит —вот один из мотивов творчества Аскольда Бажанова: «Я виноват, что нет в живых отца...» Учился Аскольд в школе-интернате Юркино, как и многие саамские ребя­ тишки в то время. Новая власть попыталась перевести кочевников на оседлый образ жизни, что требовало, в свою очередь, коренной ломки многовековых ус­ тоев. Годы учебы в интернате —это годы разлуки с семьей. Ребятишки жили одни, в то время как их семьи кочевали с оленями по тундре. О своих пережива­ ниях из-за невозможности поехать с дедом в тундру, чтобы пасти оленей, о сво­ ем непонимании происходящего тогда, о своих детских мечтах пишет Бажанов в стихотворении «Дед собирал нехитрую поклажу...»: А я все ждал, когда он громко скажет: «Послушай, Анка, отпусти мальца»... ...Но дед молчал, он с матерью не спорил. Потом сказал:«Однако ты права!» И с плачем выпускник начальной школы Последние экзамены сдавал. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz