Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

никнуто оно, чему способствует подбор таких слов, как «добрый и огромный», «костер», «тучи искр», «Солнце». Все в этом стихотворении играет красками, дви­ жется, словно природа находится в пляске, исполняя ритуальный танец по пово­ ду первого появления светила, словно природа устроила фейерверк в честь Солн­ ца: костер разгорается все больше, осыпает тучами искр тундру, бросает клочья ночи вниз. День победно врывается в жизнь. Да и Солнце пишется с большой бук­ вы, как бы приобретая человеческий облик. Поэтому не становится неожидан­ ным, что оно «ввалилось», вот так по-дружески, по-маяковски, словно прекрасно понимая, что его заждались и теперь оно —хозяин. Интересно представлено про­ странство в стихотворении: оно безгранично, от седловины гор до низа сопок, от бескрайней тундры до Хибин. И вся природа вокруг —дом поэта, а вместе с ним и тундрового человека: окна этого дома —в небе, дверь —в Хибинах. Вот такой раз­ мах у пространства, которое называется родным домом для саамов. Давно подмечено, что для саамских поэтов Север воспринимается иначе, чем для людей пришлых. Как бы ни были суровы условия жизни коренного населе­ ния, природа вокруг для них —родная и понятная, привычная, невраждебная: «Мы живем на Севере, / только не в глуши./Мы живем с охотою...» Одна из основных тем А. Бажанова —тема Памяти. Именно она возвращает поэта в детство, в родной дом, дом предков, она не дает поэту забыть войну, от­ нявшую у него отца, детство. Он вспоминает: И здесь, на северной опушке, Уснувшей в девственной тиши, Дороже купленной игрушки Мне были сказки и стихи.... ..А память требует вернуться, волной манит к себе река, и детство в одежонке куцей зовет к себе издалека. Возвращение в детство, подаренное поэту Памятью, и есть то самое чудо, которое излечивает от горечи и бед, тяжести жизненных лет, дает силы жить дальше, радоваться своему пребыванию на этом свете: «я мысленно там, у род­ ного крыльца». Любви к своему краю, мудрому и бережному отношению к тун­ дровому Дому его, как и других саамских ребятишек, учили деды и прадеды. Завет предков поэт увековечивает в своих стихах: сЧтобы с тундрой в дружбе жил,/ Был ее полпредом/И взахлеб ее любил —/К а к и наши деды!» Северная природа отвечает той же любовью своим детям —оленным людям: «А тундра нас любит / За верность сыновью». Именно в детстве и находятся истоки творчества Аскольда Бажанова: знаком­ ство не только с обычаями предков, но и с народным поэтическим творчеством, со сказками и стихами Пушкина, которые услышал он когда-то от бабушки. Бабуш­ ка и дедушка были главными воспитателями саамского мальчика: «дед учителем был сверхстрогим», и хотя шалостей было много, но не наказывал внука ремнем. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz