Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
никнуто оно, чему способствует подбор таких слов, как «добрый и огромный», «костер», «тучи искр», «Солнце». Все в этом стихотворении играет красками, дви жется, словно природа находится в пляске, исполняя ритуальный танец по пово ду первого появления светила, словно природа устроила фейерверк в честь Солн ца: костер разгорается все больше, осыпает тучами искр тундру, бросает клочья ночи вниз. День победно врывается в жизнь. Да и Солнце пишется с большой бук вы, как бы приобретая человеческий облик. Поэтому не становится неожидан ным, что оно «ввалилось», вот так по-дружески, по-маяковски, словно прекрасно понимая, что его заждались и теперь оно —хозяин. Интересно представлено про странство в стихотворении: оно безгранично, от седловины гор до низа сопок, от бескрайней тундры до Хибин. И вся природа вокруг —дом поэта, а вместе с ним и тундрового человека: окна этого дома —в небе, дверь —в Хибинах. Вот такой раз мах у пространства, которое называется родным домом для саамов. Давно подмечено, что для саамских поэтов Север воспринимается иначе, чем для людей пришлых. Как бы ни были суровы условия жизни коренного населе ния, природа вокруг для них —родная и понятная, привычная, невраждебная: «Мы живем на Севере, / только не в глуши./Мы живем с охотою...» Одна из основных тем А. Бажанова —тема Памяти. Именно она возвращает поэта в детство, в родной дом, дом предков, она не дает поэту забыть войну, от нявшую у него отца, детство. Он вспоминает: И здесь, на северной опушке, Уснувшей в девственной тиши, Дороже купленной игрушки Мне были сказки и стихи.... ..А память требует вернуться, волной манит к себе река, и детство в одежонке куцей зовет к себе издалека. Возвращение в детство, подаренное поэту Памятью, и есть то самое чудо, которое излечивает от горечи и бед, тяжести жизненных лет, дает силы жить дальше, радоваться своему пребыванию на этом свете: «я мысленно там, у род ного крыльца». Любви к своему краю, мудрому и бережному отношению к тун дровому Дому его, как и других саамских ребятишек, учили деды и прадеды. Завет предков поэт увековечивает в своих стихах: сЧтобы с тундрой в дружбе жил,/ Был ее полпредом/И взахлеб ее любил —/К а к и наши деды!» Северная природа отвечает той же любовью своим детям —оленным людям: «А тундра нас любит / За верность сыновью». Именно в детстве и находятся истоки творчества Аскольда Бажанова: знаком ство не только с обычаями предков, но и с народным поэтическим творчеством, со сказками и стихами Пушкина, которые услышал он когда-то от бабушки. Бабуш ка и дедушка были главными воспитателями саамского мальчика: «дед учителем был сверхстрогим», и хотя шалостей было много, но не наказывал внука ремнем. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz