Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

стоит всем превратностям погоды, одолевает мглу полярных ночей, снег и ве­ тер: «Вот тут мы и посмотрим, кто в тундре сильней: пастух или ветер, любовь или вьюга». А сколько строк посвящено у Бажанова своим друзьям оленям: «Да­ нилка шагнул из куваксы и залюбовался. Олень кормился, но, увидев человека, поднял красивую шею, тряхнул головой, словно приветствуя. Сухарь он взял из рук с удовольствием, захрустел, потерся носом о ладонь. Данилке стало хорошо, и он присел на валежину рядом с другом. Солнце касалось пологих хребтов. Оно было красным и ярким. Вспомнил слова отца: —Последние дни видим, скоро уж не выкатится. Да, прощается с тундрой надолго. Лишь отблески его лучей поиграют еще, порадуют ясной прозрачностью. Потом, затухая, отгорит и ярко-оранжевая по­ лоска. Придет трудная, суровая пора» .* Судьба саамского народа и самой тундры в произведениях Бажанова укла­ дывается в рамки традиционного саамского фольклора. Так, в сюжеты его сти­ хов входит сказочный мифологический олень, вернувший людям тундры солн­ це. Сначала это только мечта: В январе, ожидая чуда, Лишь восток чуть светлел в снегах, Ждали мы, что олень оттуда Солнце вынесет на рогах. затем —утверждение: День пришел —и по тундре радость, да такая —снегам цвести! Самый сильный олень из стада Солнце сопками покатил. Как видим, поэт не старается в точности воспроизводить сюжет древнего са­ амского сказания, его взгляд на мифологизм скорее изнутри, в глубину саамской культуры, к утраченным ценностям, недоступному прошлому. В стихах сказание об олене приведено схематично, не то что в повести «Белый олень», где автор под­ робно, во всех красках рисует мир сказки о северном сиянии, утащившем на небо саамского парня, которого могла вернуть на землю только его невеста: «...малень­ кая девушка встала с кережи и пошла прямо к самой большой ели. Спросила: —Большая ель, ты в последний раз видела моего жениха, так скажи, что с ним. На твоей хвое остался его взгляд, ни ветром его ни сдуть, ни снегом его не закрыть, ствол твой обвили его думы, а думы его были обо мне...» Так любовь саамской девушки помогает парню вернуться с неба на землю. Тут-то вновь и вспомнится строчка из стихотворения Аскольда Бажанова о том, кто сильней в тундре: «...любовь или вьюга». В поэзии Бажанова северный край выглядит зримо, рельефно, убедительно, так, как о нем может рассказать только человек, родившийся здесь и горячо лю­ бящий его суровую красоту, родившийся практически в день летнего солнце* Бажанов А. Белый олень. —Мурманск : Школа № 10,1996. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz