Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

дов и прадедов перенял он пастушье дело, о чем и читаем в стихотворении поэта «Обычай предков»: Дед на ласку был не скуп, мудр был от природы... как хотел он, чтобы внук стал оленеводом, чтоб охотиться умел, мог закинуть сети, чтоб удачлив был и смел, да и быстр, как ветер! Бажанов высоко ставит дело пастуха, потому как с самого раннего детства саамским «мальчишкам нравятся олени и сам оленный человек». Они приуча­ ются ходить за оленем, управлять им, участвовать в оленьих гонках, о чем мож­ но прочесть в повести Бажанова «Белый олень». Правда, в ней отец пока не пус­ кает младшего сына участвовать в областных соревнованиях, оправдывая это словами: «...если бы ты, Данилка, на районном празднике точно занял первое место, то я Гришку стал бы просить остаться в стаде. Ты еще молод, будут у тебя Праздники Севера. А сейчас нам с тобой необходимо быть при стаде —выпол­ нять главную заботу оленеводов», —но мы верим, что у Данилки будут и свои старты, и свои победы, и своя первая медаль, блестящая, как «Солнце золотое». Для поэта смысл жизни саамских мужчин —стать хорошим пастухом, потому как « Тундра б сделалась пустынной,/Коль не жил бы в ней пастух ». Но, к сожалению, в последние годы все меньше саамских ребят рвутся в тунд­ ру, да и немного найдется отцов-саамов, мечтающих о том, чтобы их сыновья по­ шли в оленеводы. Сегодня для саамских мужчин настали поистине черные дни. Когда в тундру пришли перемены, саамские пастухи стали вытесняться более хват­ кими мужчинами коми и русской национальности. Встречаются нынче даже пас­ тухи-украинцы. Изгоняемые из совхоза предприимчивыми руководителями, са­ амские мужчины стали еще больше пить, чтобы забыться, потому как у них ото­ брали право на ответственность. А как за что-то отвечать —не имея работы? Прав­ да, кто-то еще промышляет продажей пойманной рыбы, сбором ягод, но это все сезонные подработки. Сам же Аскольд Алексеевич всю жизнь проработал в по­ селке Ревда на горно-обогатительном комбинате. И с годами его, ребенка военно­ го лихолетья, родившегося 21 июня 1934 года, все чаще посещают воспоминания о тех тяжелых днях войны, когда само слово «война» стало синонимом слова «смерть». У его бабушки было одиннадцать детей, в живых остались сын и две дочери, остальные погибли. Потому так сильна ненависть к войне у поэта, потому стихи его до сих пор пропитаны болью и обостренным чувством вины: Я виноват, что нет в живых отца, что стон войны всю жизнь за мной несется. Я виноват, что не обрел крыльца, которое родительским зовется. Я виноват, что надорвалась мать в сплошном послевоенном лихолетье. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz