Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
Собирая саамский фольклор, Щеколдин опроверг мнения несведущих о том, что у этого народа нет собственной культуры. Благодаря его з а п и с ям , д л я лю дей н ау к и о т к ры л с я « н еи зв е с тны й р ан е е мир представлений и преданий малочисленного народа, древних обитателей Кольской земли». Щеколдин в 1890 году перевел на саамский язык «Евангелие от Матфея», а в 1895 году стал составителем «Азбуки для лопарей». Г. М. Керт, российский языковед, специалист по прибалтийско- финским и саамскому языкам , доктор филологических наук, в своем труде «Саамский язык» пишет о том, что попытки создания саамской письменности не имели тогда большого, серьезного значения, так как осуществлялись одиночками-энтузиастами с единственной целью — приобщить саамов к христианству. В конце XIX века начинают переводить на саамский язык некоторые книги, преимущественно духовного содержания. В 1878 году финским лингвистом А. Генетцем в Хельсинки издаётся «Евангелие от Матфея» на саамском языке, где саамский текст записывается русскими буквами. В 1883 выходит «Очерк грамматики русских лопарей» венгерского ученого И. Халаса по материалам Генетца. А у самого Генетца в 1891 го ду — первый словарь кольских диалектов саамского языка. В 1916 году появляется монография финского, ученого Т. Итконена «Чередование ступеней согласных в языке саамов России». В 1958 году выходит его большой двухтомный «Словарь кольских и колтга диалектов саамского языка», который до настоящего времени является единственно полным и надежным источником. Говоря о письменности народа, мы должны вспомнить и языковедов 3 . Е. Ч е р н я к о в а ( 1 9 0 0 - 1 9 9 7 ) — со зд а т ел я с а ам ско го б у к в а р я на латинской графике (1933), репрессированного и расстрелянного А. Г. Эн- дюковского —автора «Саамь букварь» на русской графике (1937). В XX веке изучают саамов как этнос такие учёные, исследователи, краеведы, как А. В. Варченко —руководитель экспедиции на Сейдозеро в 1922 году, И. Н. Шмаков — врач, антрополог, этнограф, В. Ю. Визе — исследователь песен и эпоса саамов, побывавший в экспедиции по К о л ь с к ом у п о л у о с т р о в у в 1 9 1 0 -1 9 1 1 годах. В 1 8 7 6 -1 8 7 7 годах А. И . К е л ь с и е в п р о в ё л н а у ч ны е и с с л е д о в а н и я на К о л ь с к о м полуострове, изучив физический облик и анатомию коренных жителей Л апландии . Исследователем жи зни саамов я вляется и антрополог, этнограф Д. А. Золотарев, возглавивший Лопарскую экспедицию с целью медико-гигиенических исследований в 1927 году. Побывал в этой э к с п е д и ц и и и н а п и с а л к н и г у «Н аб лю д ен и е в р ач а н а К о л ь с к ом полуострове (11 января - 1 1 мая 1927 г.)» под редакцией Д. А. Золотарева 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz