Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Дорогие друзья! Вы держите в руках книгу, в которой представлено на русском языке творчество саамских поэтов и прозаиков, проживающих на территории России. За всю историю Российского государства численность саамов не превыш ала двух тысяч человек. И на эти неполные две тысячи саамское общество насчитывает более двадцати саамских литераторов. Д ум а е т с я , это п р е к р а сны й п о к а з а т е л ь д у х о в н о й к у л ь т у ры и жизнестойкости саамского народа. Первые письменные известия о саамах встречаются у древних западных авторов: знаменитого римского историка К. Тацита (5 5 -1 2 0 год н. э.), византийского писателя-историка П. Кесарийского (примерно 550 год н. э.), у хронистов: северогерманского —А. Бременского (1066), датского — С. Грамматика (конец X II в.). Описал занятия лопарей, их верования, домашнюю об становку, наличие оленьих стад в своём сочинении «П у т еш е с т в и е в с е в ерны е с тр аны » ( 1 6 5 3 ) ф р а н ц у з с к и й врач Ламартиньер, создал фундаментальный труд «Лаппония» (1674 г.) ш в ед с ки й у ч ены й И . Ш еф ф ер . И зв е с т ны и т р у ды р о с с и й с к и х путешественников, натуралистов, этнографов и писателей о саамах: И. И . Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. О народ ах ф ин ско го плем ени» ( 1 7 7 6 - 1 7 7 7 ) , Н . Я . О зе- рецковского «Описание города Колы, что в Российской Лапландии» (1804 ), Д. Н . М ам ин а-С и би р як а «Крайний Север» (кон ец X IX в.), С. В. Максимова «Год на Севере» (1859), А. Я. Ефименко «Юридические обычаи лопарей, карелов и самоедов Архангельской губернии» (1878), «Год л о п а р я » (1 8 7 1 ), Н . Н. Х а р у зи н а « Р у с с ки е л о п а р и » (1 8 9 0 ), В. Н . Х а р у зи н о й «Л о п ар и » (1 9 0 2 ), «Н а С е в ер е (П у т е вы е воспоминания)» (1890), «Оцзи и Олесь. Рассказ о жи зни лопарей» (1912). С началом христианизации саамов русской Лапландии возникают и зачатки саамской письменности, хотя до 1856 года саамским языком никто особенно не интересовался, пока не приехал к кольским саамам финский исследователь Д. Е. Европеус, помимо фольклора собиравший ещё и языковой материал по йоканьгскому диалекту саамского языка, попутно исследуя другие диалекты. В конце X IX века саамский я зы к начинает изуч ать свящ енник Константин Щ еколдин ( 7 -1 9 1 6 ), поставивший перед Священным синодом вопрос об откры тии церковно -приходской ш колы , что и произошло в 1888 году в зимнем саамском погосте на реке Колос. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz