Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Содружество двух поэтов Творческий союз поэтов В. Смирнова и О. Вороновой воспринимался весь­ ма неоднозначно как при их жизни, так и после. Ходили слухи, что Смирнов сам писал стихи за Октябрину. С другой стороны, В. Тимофеев считает, что Октяб­ рина «зажгла в Смирнове большего поэта, чем он был до нее». Знакомство О. Вороновой и В. Смирнова состоялось в 1985 году —личное знакомство. К этому времени у Смирнова было уже семь книг поэзии и одна прозы. У Вороновой —публикации в журналах «Север» (1984), «Дружба наро­ дов» (1985), подборки стихов в газетах, в 1981 году в Ялте она принимала учас­ тие в работе семинара литераторов народностей Крайнего Севера, были опуб­ ликованы несколько ее детских стихотворений в переводе ленинградского по­ эта Станислава Дорохова. А вот на родном языке ни одной публикации не было. Таким образом, говорить об Октябрине Вороновой и Владимире Смирнове мож­ но как о зрелых, сложившихся к этому времени поэтах со своим голосом. Посто­ янного переводчика у Октябрины тогда еще не было, вот им и стал Владимир Смирнов. Жизнь словно готовила встречу двух поэтов. Задолго до знакомства с Ок­ тябриной Смирнов бывал на ее родине в селе Чальмны-Варрэ, в глухой лесной деревушке в среднем течении Поноя, и жил в том же доме, где росла маленькая Бина, следовательно, «мог представить, как все это было». Встреча с Василием Николаевичем Юрьевым в шестидесятые годы, жизнь в оленеводческой брига­ де подготовили молодого поэта к постижению саамской жизни изнутри, из глу­ бины. Сам Смирнов родился в Териберке, с детства знал быт поморов, природу Заполярья, знакомство с пастухами-саамами углубило познания родного края. 1966 год. Смирнов уже год после Литинститута, живет и работает в Заполя­ рье. Во второй его книге все чаще звучит мотив малой Родины. И вдруг в конце сборника появляется стихотворение, которое выбивается из общего многоголо­ сия темой, мелодией. Это своеобразная саамская нота, которая является знаком в творчестве Смирнова. Интересно, что стихотворение это включается поэтом почти во все последующие сборники. Почему такое постоянство мотива? Мне кажется порой, что я —шаман. Я в толстый бубен ударяю глухо И расстилаю по земле туман, И вызываю старых грозных духов. Они летят, как вороны, ко мне, И кружатся, и вьются надо мною. И стонет, стонет небо в вышине, И сосны прогибаются волною. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz