Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
Однажды к нам в деревню приехали двое художников, они пришли в школу и попросили нас показать свои рисунки. Мой альбом они рас сматривали дольше всего и даже некоторые рисунки взяли с собой и уехали в Ленинград. Через некоторое время мне, двенадцатилетней, пришёл вызов для поступления в школу при Академии художеств. Шёл 1937 год. И хотя было страшно уезжать так далеко от дома —беспокоились родные, но больше всего на свете мне хотелось научиться рисовать, и я поехала. Никогда раньше я не бывала в больших городах, и потому первые впе чатления об этом Великом городе остались у меня на всю жизнь: Невский проспект, набережная, Васильевский остров, Адмиралтейство, Эрмитаж. В Ленинграде каждая ограда, каждый фонтан, каждый дом были произве дением искусства, и любовь к этому городу осталась в сердце навсегда. С большим волнением мы с дядей Ваней вошли в большое серое зда ние на Университетской набережной, поднялись на третий этаж, где находилась художественная школа. Мне никак не верилось, что я, са амская девочка с далёкого Севера, здесь буду жить и учиться. Не вери лось даже тогда, когда воспитатель привел меня в общежитие и пока зал мою комнату и кровать. Дядя Ваня простился со мной и стал соби раться в обратный путь. Так началась моя новая жизнь. Я быстро познакомилась с ребятами по школе и общежитию. Сей час уже всех не вспомнить, но с некоторыми подружилась на всю жизнь. В комнате со мной жили ещё пять девочек: Зоя Гулина и Зина Маркова из-под Ленинграда, Валя Щульц с Украины, Ара Манжелез из Иркут ска, Нора Артузова из Москвы. Я поступила в пятый общеобразова тельный класс и первый специальный класс по искусству. Многие ребята, которые учились в нашей школе, были необычайно талантливы и увлечены живописью, но не выдерживали нагрузок: про грамма обучения была очень насыщена. С утра до обеда шли обычные уроки, как в обычной школе, потом в огромной мастерской —уроки по специальности. Помню, как тяжело мне давался рисунок и как легко живопись. Преподаватель живописи даже сказал, что такое умение под бирать краски присуще только зрелым мастерам. Преподавателям так же нравилось, как смело я относилась к своим работам. В основном мои композиции были о севере: оленьи гонки, северное сияние, рыбаки, тя нущие огромный невод. Но, когда нам дали контрамарки для посещения выставок, музеев, Эрмитажа, когда я увидела полотна великих мастеров, перед которыми простаивала часами и которые каждый раз открывались мне по-ново му, смелости, с которой я относилась к своим работам, у меня поубави лось. Я поняла: великие мастера много работали, прежде чем создать шедевры, ставшие достоянием всего мира. Только талант и огромный труд способны на что-то стоящее. Рембрант, Рубенс, Серов, Врубель стали моими Учителями. 299
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz