Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

ется фоном для нот горечи и боли за то, что мир, в котором недосягаемой и са­ мой заветной становится мечта о насущном, несовершенен. Именно в таком мире обитают герои Чернышихина —романтичные, благородные, немного наивные со своей верой в идеалы добра и справедливости, чуть старомодные в мире пе­ ревёрнутых ценностей, где правит бал мещанство, грубость, бездушие «новых хозяев жизни». Чернышихин пишет о людях, которые живут в век высоких тех­ нологий, а мечтать им приходится о самом необходимом в быту —о телефоне, по которому некому звонить, замке, который защитит только от честных людей, а для воров не помеха, о машине, пусть она будет хоть самой разбитой «копей­ кой». Оказывается, прогресс не для таких людей. Мир изменился только внеш­ не, суть осталась прежней. Гоголевские башмачкины и ионы уже в наше время испытывают равнодушие лиц, в чьи прямые обязанности входит забота о благо­ устройстве и защите людей, они страдают от административных перегибов, во­ локиты и беспредела, они заброшены и забыты, не нужны собственной стране. И если Михаил Зощенко высмеивал обывательские черты в человеке и своими рассказами призывал помогать таким людям от этих черт избавляться, то Чер­ нышихин видит причину обывательщины в устройстве самой системы. Систе­ мы, которая так и не дала главного каждому члену общества —ощущения себя че-ло-ве-ком. Маленький человек так и остался маленьким. Не в людях видит писатель нелепое и уродливое, но в самой среде, которая рождает таких людей. О людях Чернышихин пишет с человеколюбием и желанием помочь. Возмож­ но, поэтому такими неправдоподобными могут показаться финалы его расска­ зов: словно добрый волшебник устраивает жизнь главных героев в «Телефоне», «Замке», отводит от них беды и ненастья в «Алмазе». Чернышихин будит в нас непримиримость к глупости, злобе и пошлости, учит уважению друг к другу, внушает веру в то, что счастья достоин каждый, и счастье это —в недалёком будущем. Рассказы писателя —о «неустройстве нашего житейского обихода», которое мешает людям жить так, как это им подобает. Что же помогает человеку в таких условиях? Конечно же, любовь. Любовь и мечта. Любовь в рассказах неожиданна, она приходит к героям уже немолодым и даёт им силы радоваться жизни, пусть даже такой, какая досталась. Любовь в рассказах даже немного сказочна, и веришь и не веришь в её счастливый исход. Но автор будто нарочно наделяет своих героев таким чудом, давая понять, что каждый достоин счастья. Чернышихин пишет о любви окрыляющей, способной поднять к небу и звёздам даже человека, мечта которого далеко не звёздная. Обыкновенность мечты и типичность ситуации, в которой оказываются персо­ нажи, подчёркивают названия рассказов. Чернышихину удаётся заставить читателя сочувствовать и сопереживать героям так, как если бы он был непосредственным участником происходящего, что достигается эффектом присутствия автора-повествователя, его мягким и доверительным к нам обращением. В рассказах не ощущается трагического конфликта между грёзой и реально­ стью. Сама действительность —это и есть тот мир, среда обитания героев, кото­ рую они не воспринимают враждебно. Они вполне вписываются в этот реаль­ ный мир, не всегда добрый к героям, и не конфликтуют с ним, а находят смысл 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz