Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

заглядывают в будущее? Наверное, так надо. Потому что неумолимо бежит вре­ мя, заставляя не только забывать, но и не знать своих истоков. Откуда моло­ дежь будет знать, какого она роду-племени? Духовные силы саамского народа природа словно направила на то, чтобы запечатлеть ускользающую историю предков. Появилось печатное слово —и сразу стало понятно: надо сохранить культурное наследие. Сколько уже не помнится сказок, песен, бывалыцин? И саамы стали торопиться записывать. Дабы запечатлеть услышанное и пережи­ тое. Поэтому, вероятно, так ярко выражена мемуарная направленность саамс­ кой литературы. Два первых рассказа Виктора Чернышихина посвящены маме. Но за судь­ бой Анисьи Голых —судьбы других саамских женщин в потоке истории всей страны, преломленные в суровых бытовых условиях жизни на побережье, в тун­ дре, судьбы тех, кто перенёс блокаду Ленинграда и чудом остался жив. И если первый рассказ Чернышихина биографичен, писатель сам ведёт повествование о родном человеке, то во втором —«Долгие часы бессонницы» —он пытается художественно осмыслить судьбу матери от её лица. По рассказу мамы записан и третий рассказ —«Копейка». Тонкий лиризм в нём переплетается с мягким юмором. Вроде бы и обыкновенный сюжет —поду­ маешь, покупка машины! —но за этим —осмысление секрета простого челове­ ческого счастья, секрета, который состоит в банальной истине: важно, чтобы мечта исполнилась. И не важно, что мечта у всех разная —разные ведь и сами люди. Важно то ощущение, которое и называется счастьем. А ещё автор размыш­ ляет над тем, по каким дорогам к этому самому счастью идти. Рассказ «Сочинение» с полным правом можно отнести к философской про­ зе. Старый учитель литературы Евгений Иванович в тишине тихого зимнего вечера над стопкой сочинений размышляет над судьбами своих учеников. Вме­ сте с автором, который предлагает нам заглянуть в тетради через плечо старого учителя, заглядываем в них и мы, и понимаем, что каждое сочинение —окно в жизнь ученика, за которым свои трагедии, тщательно скрываемые от чужого взгляда, свои проблемы, не решаемые никем, свои мечты, которые, возможно, никогда не исполнятся... Как угадывается в каждом подростке всё то, что зало­ жено в его родителях! Каждый молодой человек —слепок матери или отца, и не надо придумывать объяснения, почему тот или иной ученик ведет себя так, а не иначе. Всё понятно старенькому учителю, а вместе с ним и нам. Философия жизни. Но так не хочется мириться с тем, что «самые лучшие в мире отцы ухо­ дят на опасные задания.... Навсегда...». Так мало счастливых по-настоящему де­ тей, а потом и взрослых! Вместе с учителем мы понимаем, что ничего не остаёт­ ся, как принять это как данное и продолжать дарить детям хотя бы своё тепло и ласку, своё доброе сердце. Так много понимающее! Грустный рассказ о жизни. Литературное творчество Виктора Чернышихина представлено жанрами малой формы, он пишет в гоголевских и зоіценковских традициях. За внешней непритязательностью рассказов, которые на первый взгляд могут показаться мелкими по теме и пустяковыми по мысли, на самом деле таится живая пробле­ ма дня. Сюжеты рассказов несложны. Это всегда какая-то типичная жизненная история, рассказанная вроде бы в беззаботно-шутливом тоне, но тон этот явля­ 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz