Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

меня своим нетривиальным отношением к работе, природным даром, даже та­ лантом в записи фольклорных текстов. Она очень точно передавала не только сюжет, но и всю красочность, образность саамской речи в метафорах, сравнени­ ях, которые обогащали язык не только как средство общения, но и как художе­ ственный элемент человека, в совершенстве знала свой язык —иоканьгский ди­ алект». Именно в лингвистических экспедициях по Кольскому полуострову судьба свела Октябрину Матрехину с непревзойденными сказителями и песенницами. Сосновка, Чалъмны-Варрэ — Везде, где я была, Мне песни напевали, И каждая светла. В Каменском погосте Октябрина встретилась с Татьяной Филипповной Да­ ниловой, той самой, что диктовала свои сказки этнографу В.В. Чарнолускому. Татьяна Филипповна чувствовала себя уже плохо и все же уделила внимание молоденькой студентке. Рассказывала с большим вдохновением, богатой мими­ кой. От нее Октябрина записала такие сказки, как «Старичок и старушка», «О золотом деревце». В погосте Вороньем попала к сказителям-супругам Дмитрие­ вым, в Ловозере записала замечательную сказочницу Анну Железнякову, в Ка- невке - Марию Матрехину, в Чальмны-Варрэ - несколько оригинальных сказок и бывалыцин у своей бабушки Александры и матери Клавдии Григорьевны. Как писал редактор «Ловозерской правды» Л. Сафронович, «ценность собирательской работы Октябрины Владимировны очень велика». Записанные ею сказки позже вошли в сборник Г. М. Керта «Образцы саамской речи». После выхода этой книги Керта Вороновой заинтересовался профессор хель­ синского университета М. Корхонен, изучавший диалекты саамского языка. Знание фольклора помогло подготовить Октябрине Владимировне прекрасный доклад об устном народном творчестве кольских саамов, с которым она высту­ пила в июле 1977 года на совещании в Кольском филиале Академии наук СССР в городе Апатиты, где, помимо ученых земляков, ее слушали этнографы, антро­ пологи, филологи, специалисты по фольклору из Москвы, Ленинграда, Сверд­ ловска. Рассказывая ученым о саамском фольклоре, Октябрина говорила: «В уст­ ном народном творчестве отлажена мудрость народа, его прошедшее, настоящее и будущее, и в этом его ценность»... Песни, сказки. Ночью хмурой Вас бы слушать до утра... После окончания института девушка возвращается в Ловозеро и год работа­ ет в родном интернате. Позже, выйдя замуж за Вячеслава Воронова, уезжает на 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz