Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
меня своим нетривиальным отношением к работе, природным даром, даже та лантом в записи фольклорных текстов. Она очень точно передавала не только сюжет, но и всю красочность, образность саамской речи в метафорах, сравнени ях, которые обогащали язык не только как средство общения, но и как художе ственный элемент человека, в совершенстве знала свой язык —иоканьгский ди алект». Именно в лингвистических экспедициях по Кольскому полуострову судьба свела Октябрину Матрехину с непревзойденными сказителями и песенницами. Сосновка, Чалъмны-Варрэ — Везде, где я была, Мне песни напевали, И каждая светла. В Каменском погосте Октябрина встретилась с Татьяной Филипповной Да ниловой, той самой, что диктовала свои сказки этнографу В.В. Чарнолускому. Татьяна Филипповна чувствовала себя уже плохо и все же уделила внимание молоденькой студентке. Рассказывала с большим вдохновением, богатой мими кой. От нее Октябрина записала такие сказки, как «Старичок и старушка», «О золотом деревце». В погосте Вороньем попала к сказителям-супругам Дмитрие вым, в Ловозере записала замечательную сказочницу Анну Железнякову, в Ка- невке - Марию Матрехину, в Чальмны-Варрэ - несколько оригинальных сказок и бывалыцин у своей бабушки Александры и матери Клавдии Григорьевны. Как писал редактор «Ловозерской правды» Л. Сафронович, «ценность собирательской работы Октябрины Владимировны очень велика». Записанные ею сказки позже вошли в сборник Г. М. Керта «Образцы саамской речи». После выхода этой книги Керта Вороновой заинтересовался профессор хель синского университета М. Корхонен, изучавший диалекты саамского языка. Знание фольклора помогло подготовить Октябрине Владимировне прекрасный доклад об устном народном творчестве кольских саамов, с которым она высту пила в июле 1977 года на совещании в Кольском филиале Академии наук СССР в городе Апатиты, где, помимо ученых земляков, ее слушали этнографы, антро пологи, филологи, специалисты по фольклору из Москвы, Ленинграда, Сверд ловска. Рассказывая ученым о саамском фольклоре, Октябрина говорила: «В уст ном народном творчестве отлажена мудрость народа, его прошедшее, настоящее и будущее, и в этом его ценность»... Песни, сказки. Ночью хмурой Вас бы слушать до утра... После окончания института девушка возвращается в Ловозеро и год работа ет в родном интернате. Позже, выйдя замуж за Вячеслава Воронова, уезжает на 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz