Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Однако если у Маяковского важнейшая особенность ранней лирики —раз­ рыв поэта и действительности, то о филипповских стихах такого сказать нельзя. Да, поэт чувствует себя ненужным, одиноким, так как окружающий его в своём отторжении поэта мир жесток и духовно нищ, но в стихах его отсутствует траги­ ческое мировосприятие, нет ярко выраженного пессимизма. Мир поэзии Фи­ липпова —это мир ощущений, душевных состояний, перетекающих одно в дру­ гое, рисующих зыбкость человеческого настроения. Возможно, это и есть та са­ мая «энегетическая пластика», о которой он писал и автором которой себя заяв­ лял. Чего стоит только одно его стихотворение «Полёт невесомый от свежести ветра...»! И совсем уж по-фетовски звучит стихотворение «Лето»: Шёпот набега волны на песок, Звонко обрадованный голосок, Яркий загар, Отдохнувшие плечи, В ходе движения — Разные встречи... Зелень, дающая воздух живой, Звук, излучающий дальний прибой, Лёгкость прохлады и писк комара, Сном утонувшая в тени жара... Сравните: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! А. А. Фет Без поэзии этого неординарного человека современная саамская поэзия была бы неполной, в чем-то ущербной. Сегодня её нельзя отрицать, отторгать и за­ малчивать, как нельзя отрицать, отторгать и замалчивать существование в этом бренном мире самого Михаила. Его стихи —неизбитые, какие-то туманные иногда, они заставляют разгады­ вать тайну мысли, плетут кружево слов. Конечно, не все они «милые и пушис­ тые», возможно, требуют обработки. Жаль, что уже сам поэт этого сделать не 287

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz