Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

которым он не мог ни с кем поделиться, стена непонимания и зачастую не­ восприятия —кто может выдержать такое? В 1992 году Михаил остался и без работы, а значит, без средств к существо­ ванию. Приходилось перебиваться на деньги, вырученные от продажи за бесце­ нок картин иностранцам. Круг сужался, и в какой-то момент пришла болезнь, с которой Михаил боролся 7 лет. Что создаёт талант и что его разрушает? Полное непонимание в «среде обита­ ния» уж точно не способствует раскрытию творческих способностей, исполнению замыслов, зато приводит сначала к духовной, а потом и физической гибели. Михаил прожил свою жизнь на родине непонятым. Его творчество, вызы­ вавшее самые разные суждения и отклики, и сегодня неизвестно широкому кру­ гу читателей. Поэзия Филиппова метафорична, но, как сказал Борис Пастернак, «...мета- форизм —стенография большой личности, скоропись ее духа». Метафоры на­ низываются одна на другую и часто звучат диссонансом. В некоторых стихах ощущается боль, надломленность, вызов, эпатаж. Образы стихов поражают эк­ стравагантностью, они требуют разгадки смысла. Но за всем этим чувствуется пронзительный лиризм. Стихи Михаила —это непривычное видение мира и нетрадиционное для са­ амской поэзии воплощение этого видения. Хотя почему непривычное и нетра­ диционное? Должна же быть какая-то почва, которая подготовила появление ТАКОГО поэта? Экспериментаторство, обилие сложных метафор, непривыч­ ных синтаксических конструкций, за которыми скрывается глубинный смысл текста, —всё это роднит стихи Филиппова со стихами Маяковского: Угрюмый дождь скосил глаза. А за решеткой четкой железной мысли проводов — перина. И на неё встающих звёзд легко оперлись ноги. («Утро») А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб? («А вы могли бы?») 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz