Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Октябрина! Разве слышал лопарский Север такое имя? В нем столько чару­ ющей осенней печали... Ока... Ока... —грусть и расставание; Мина —Брина — Бина —звучание колокольчиков-келля на шеях оленей. Словно осень в золотом начале звенит монетами-листьями и кричит вдогонку маленькой девочке, драз­ нясь: «Бинька... Минька», —как звали ее в детстве. Детство Октябрины пришлось на военную пору. Ей шесть лет, а на ее попе­ чении уже оставляли грудных и малолетних детей. Голодные, они кричали так, что маленькая нянька не выдерживала и начинала голосить вместе с ними. Од­ нажды в таком состоянии ее застала одна из женщин, пожалела, пообещала, как кончится война, сшить девочке платье из маркизета. Не обманула. Это платье Октябрина запомнила навсегда —желтое, с большими красными цветами. Так у нас повелось, что издревле ни бабки, ни мамки Не готовили нам ни дворцов, ни затейливых замков. Спали мы на полу — на траве увядающей, рыжей, Сквозь дырявые шкуры мы видели звездную крышу... Позже, после выхода первой книги поэтессы «Снежница», поэт Андрей Эдо- ков напишет: «Она первая среди саамов смогла рассказать о Лапландии поэтично и художественно, раскрыв философию людей, слившихся с окружающей приро­ дой». Эдоков говорил, что этот мотив долгого языческого кочевья под звездным пологом неба воспринимается читателем не как холодная бездна, а лишь как часть саамского уклада: намного больше, чем чум, но меньше, чем Вселенная. Отец поэтессы, Владимир Михайлович Распутин, по национальности рус­ ский. Сын последнего священника Богоявленской церкви в Ловозере перед её реконструкцией под клуб —Михаила Распутина, который в 1932 году был ре­ прессирован и (по некоторым сведениям) расстрелян на Соловках. Женившись на Клавдии Матрехиной, Владимир по просьбе испуганной репрессиями мате­ ри Анны Петровны Евсеевой берёт фамилию жены, выходца из древнего саам­ ского рода Матрёхиных, проживающих на Поной реке. Окончив в 1951 году Ловозерскую школу-интернат, Октябрина едет учить­ ся в Ленинград в Институт народов Севера. Учится на филологическом факуль­ тете и, как многие студенты тех лет, активно занимается спортивной гимнасти­ кой, участвует в Спартакиадах народов Севера, которые проходят в Ленингра­ де. С группой студентов-северян, у которых наставником был молодой ученый Г. М. Керт, проявляет большой интерес к языку своего народа, его эпосу. Несколько раз выезжает в лингвистические экспедиции на Кольский полуост­ ров. Георгий Мартынович говорил, что уже тогда, в студенческие годы, Ок­ тябрина Матрехина и Александра Антонова стояли особняком, отличаясь от других саамских студентов. Вдобавок ко всему они были филологами. И добав­ лял: «Уже тогда у Октябрины проявилось филологическое чутье. Она очень хо­ рошо записывала саамские сказки. Октябрина Матрехина-Воронова поразила 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz