Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
Октябрина! Разве слышал лопарский Север такое имя? В нем столько чару ющей осенней печали... Ока... Ока... —грусть и расставание; Мина —Брина — Бина —звучание колокольчиков-келля на шеях оленей. Словно осень в золотом начале звенит монетами-листьями и кричит вдогонку маленькой девочке, драз нясь: «Бинька... Минька», —как звали ее в детстве. Детство Октябрины пришлось на военную пору. Ей шесть лет, а на ее попе чении уже оставляли грудных и малолетних детей. Голодные, они кричали так, что маленькая нянька не выдерживала и начинала голосить вместе с ними. Од нажды в таком состоянии ее застала одна из женщин, пожалела, пообещала, как кончится война, сшить девочке платье из маркизета. Не обманула. Это платье Октябрина запомнила навсегда —желтое, с большими красными цветами. Так у нас повелось, что издревле ни бабки, ни мамки Не готовили нам ни дворцов, ни затейливых замков. Спали мы на полу — на траве увядающей, рыжей, Сквозь дырявые шкуры мы видели звездную крышу... Позже, после выхода первой книги поэтессы «Снежница», поэт Андрей Эдо- ков напишет: «Она первая среди саамов смогла рассказать о Лапландии поэтично и художественно, раскрыв философию людей, слившихся с окружающей приро дой». Эдоков говорил, что этот мотив долгого языческого кочевья под звездным пологом неба воспринимается читателем не как холодная бездна, а лишь как часть саамского уклада: намного больше, чем чум, но меньше, чем Вселенная. Отец поэтессы, Владимир Михайлович Распутин, по национальности рус ский. Сын последнего священника Богоявленской церкви в Ловозере перед её реконструкцией под клуб —Михаила Распутина, который в 1932 году был ре прессирован и (по некоторым сведениям) расстрелян на Соловках. Женившись на Клавдии Матрехиной, Владимир по просьбе испуганной репрессиями мате ри Анны Петровны Евсеевой берёт фамилию жены, выходца из древнего саам ского рода Матрёхиных, проживающих на Поной реке. Окончив в 1951 году Ловозерскую школу-интернат, Октябрина едет учить ся в Ленинград в Институт народов Севера. Учится на филологическом факуль тете и, как многие студенты тех лет, активно занимается спортивной гимнасти кой, участвует в Спартакиадах народов Севера, которые проходят в Ленингра де. С группой студентов-северян, у которых наставником был молодой ученый Г. М. Керт, проявляет большой интерес к языку своего народа, его эпосу. Несколько раз выезжает в лингвистические экспедиции на Кольский полуост ров. Георгий Мартынович говорил, что уже тогда, в студенческие годы, Ок тябрина Матрехина и Александра Антонова стояли особняком, отличаясь от других саамских студентов. Вдобавок ко всему они были филологами. И добав лял: «Уже тогда у Октябрины проявилось филологическое чутье. Она очень хо рошо записывала саамские сказки. Октябрина Матрехина-Воронова поразила 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz