Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

С темой Родины у Матрехина связана тема покинутого, оставленного дома. Трагедия умерщвления саамских сел отражена в таких стихах, как «Покинутое селение», «Затопленное село». Звучит боль за родной очаг, вокруг которого гре­ лось не одно поколение предков, но вот беда: сегодняшним саамам нечего оста­ вить после себя детям и внукам. Дом родной залит водой, затоплен, никогда не обогреет его печь, и только в памяти тех, кто жил когда-то в старинных саамс­ ких селениях, которым более четырехсот лет!, дом остается живым. Поэт пере­ дает нам свое душевное состояние: «очень больно», «очень грустно»... Обречен­ но звучит в стихотворении «но...», недосказанность рождает раздумья, усилива­ ет горечь от понимания невозможности что-либо изменить, и только, как закли­ нание, в припеве повторяются строчки: «Здравствуй, дом родной, Ты для нас живой». Родное село Матрехина —Йоканьга. Ей посвящает он стихотворение «По­ кинутое селение», наполненное воспоминаниями детства. «Что случилось с любимой родиной?» —задает поэт вопрос, казалось бы, риторический. Нет древ­ него саамского селения на карте, нет детишек в селе, нет жилищ, не найти даже духа лопарского, осталась «проклятая боль в груди» от безысходности, от бес­ правия саамского народа на родной земле. Боль свою адресует поэт конкретно­ му виновнику —«слугам народа», которые «душ саамских тепло размели». Сти­ хотворение заканчивается на мажорной ноте: «Всеже выжили мы, воспрянули. / Вновь звучит саамский напев...». Нераздельность судьбы своего народа с судьбой народов многонациональ­ ной России, в то же время понимание уникальности любого народа в семье раз­ ных национальностей —вот гражданское кредо поэта: «Из народов больших и маленьких / Вновь воспрянет великая Русь». Лирический герой —не только гражданин России, житель Кольского края, но и житель Вселенной, перед которой он ѵувствует свою ответственность за судьбу всей планеты. Испокон веков саамы считали себя хозяевами тундры. Знали ее без карт, владели богатейшими озерами, стада оленей вольно паслись на ягельных паст­ бищах. Но сегодня все изменилось: «затихла жизнь в саамских селениях», «жи­ вет народ, вниманьем обделенный», отняты у саамов права на свободную жизнь. Вместо них хозяйничает на речках и озерах «иностранный капитал». Образ оленевода, человека нелегкой судьбы, мудрого в своем терпении, ри­ сует Иван Матрехин. «Комары, мошка и непогода —спутники по жизни у него», но оленеводу некогда унывать, он всегда в работе и в этих суровых условиях твердо знает свое дело: Важно сохранить оленье стадо, Вырастить младенцев-оленят, Вот за это в тундре биться надо... 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz