Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

ры —олень, величавый и гордый...». Стихотворение построено на антитезе: нежностью наполнены воспоминания поэта о прошлом, в котором вольнее ды- палось, свободно и в гармонии с природой жилось на земле предков. Прошлое — чистое, свободное, вольное, где природа ласково и нежно относится к своим де­ тям, одаривая их сполна дарами леса. Но пришел XX в. и нарушил законы жиз­ ни коренного народа:«... затуманился день, Черный дым закружил над планетой, Заболела Земля, стал не нужен олень...». Все понятное, родное, все счастливое осталось в далеком прошлом, сегодня родная мать-земля больна, да и как иначе можно определить состояние матери, которой не нужен собственный ребенок —народ? Вместе с темой родины зву­ чит тема ответственности лирического героя за все живое вокруг него, отвечать за которое придется перед Вселенной. Лирический герой Матрёхина —он сам, поэтому поэт и просит прощение у матери-Земли «за ядерный бег», за нахлы­ нувшие беды, за то, что далеко не лучший след останется внукам. В финале сти­ хотворения звучит надежда на то, что «возможно землю беречь и охранять». Возможно, чтобы белый олень снова был нужен, как когда-то. Тема Родины в творчестве И. Матрёхина неразделима с темой северной при­ роды. Родина —это и тундра, такая бескрайняя, что в ней «заблудилась тиши­ на», просторам такой тундры нет границ, богатствам нет конца —«стада оленей, стаи птиц» населяют её, но тундра печальна, потому что предчувствует непого­ ду, «туманы серые с болот ползут». Родина —это и северное сияние, чарующе прекрасное, сказочное. Стихотворение «Северное сияние» —пример одушевления пейзажа. Лири­ ческий герой —очарованный зритель северной красоты. Его взор прикован к сказочному полету северного сияния, которое то величаво облетает звезды, то мечется, спешит и пляшет, окунается в Баренцево море, то озаряет улыбкой тун­ дровые просторы. Царствуя в небе, сияние может приласкать тундру в тишине, подмигнуть красавице луне, расплескать темноту ночи. Все стихотворение — развернутая метафора, гимн красоте северной природы. «В ладу» с природой живет саамский народ, воспринимая суровую природу Севера не как враждебно настроенный суровый край, а как родную и понятную среду. Родина поэта полна «прекрасной нежности», и отношение северного че­ ловека к ней тоже нежное: по его представлениям, «полярной ночи месяц —яс­ ный друг», солнышко и северное сияние «ласкают» тундру, «реченька» струит­ ся, куропатка —птица «прекрасная», украшение тундры, луна - красавица, жизнь в тундре «чудесна, удивительна, мила». Солнце зацепилось за «березку, что на сопочке растет». Все красиво на земле предков, все мудро, всё взаимосвя­ зано, служит друг другу: Птица северная заполярная — Спутник стада оленей в тундре... Куропатка белая полярная... ...тундру никогда не предает. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz