Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.

Екатерина Коркина ДЕТСТВО Наша деревня располагалась на берегу небольшой речки Лунь, с одной стороны, а с другой стороны протекала река Воронье. И по име­ ни этой речки называлась деревня —Воронье. Почему Воронье —ник­ то не знает, а птицы вороны жили подальше от деревни, в лесу. Летом ребятишки и мы с братом тоже очень любили купаться. На реке мы могли пропадать целыми днями. Родители часто за это ругали и всегда говорили: «Купаться купайтесь, но подолгу в воде не сидите». А отец скажет: «Не ныряйте, а то вынырнуть сил не хватит». Отец был очень строгий, и нам достаточно было увидеть его сердитое лицо, как нам тогда казалось. Теперь-то я понимаю, что лицо его было не сердитым, а суровым от его долгой работы с оленями в тундре, где всегда полно опасности. Он хорошо знал тундру, любил и понимал оленей. Ему стоило посмотреть на оленя, чтобы понять его состояние. Заболевшее животное в упряжку не запрягал. И олени платили ему за это своей лю­ бовью. Они вывозили его из тундры даже в сильную метель, когда ниче­ го вокруг не было видно. Привозили к дому, близко к окну, и останавли­ вались. А тут уже мама выходила и помогала отцу в дом зайти и вещи принести, потому что у самого сил на это уже не было и от холода руки плохо двигались. Олени сразу же укладывались отдыхать, и вместе с ними собака Чапка. У них друг к другу было полное доверие. Мы с братом уже понимали, что сегодня не до сказок. Тихонько, по мере сил своих, помогали маме отогреть отца. Она помогала ему выку­ паться, переодеться. Отец бывал дома неделю, а то всего три дня, и его вновь отправляли в тундру: либо в бригаду пастухам отвезти почту, вет- технику, либо за почтой и кинолентами, либо из района, из Ловозера, руководство надо было везти в Воронье. Оставшись одни, мы жили ожиданием приезда отца. Мама, уходя на работу, оставляла еду на плите. Мы вставали и сами уже хозяйничали. Я мыла посуду. Пятилетний братишка приносил дрова из коридора и складывал их у печки. Мама приходила на обед, клала их в печку и за­ жигала огонь. Еда быстро подогревалась. Мы вместе ели. Затем опять уходила на работу. А после работы, отдохнув недолго, садилась шить новую меховую обувь отцу для работы в тундре и пела какую-нибудь луввьт свою, а потом переходила на сказку. Тут уж мы с братишкой всякие игрушки оставляли и устраивались на шкуре. Братишка слу­ шал, слушал и засыпал. Мама его поднимала на постель и продолжала петь сказку. Большей частью сказки пелись, и мама, как и бабушка, знала 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz