Антология саамской литературы / авт.-сост.: Надежда Большакова, Виктория Бакула ; [вступ. ст. Н. Большаковой]. - Мурманск : Опимах, 2012 (Полярный). - 382, [1] с. : ил., портр.
Лопской (Галкиной)). От бабушки переняла Надежда любовь к народным сказ кам и песням, от бабушки получила тот заряд любви, который и сейчас питает ее, помогая жить. Сколько теплых строк посвятила она своей бабушке! Сколько любви, нежности в них! А еще научила она Надежду осторожно, бережно, с ува жением относиться к поверьям саамским, к природе родного края, а значит, бе речь свою душу. И не наставлениями учила внучку, а исподволь, рассказами да собственным отношением к памяти народа своего. Вот потому-то и запомни лись ей слова бабушки: «Земля —мать родная. Землю пожалеешь —станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь —молодость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь —умной станешь!» Это книга расска зов о ловозерском детстве даже и не столько самой Большаковой, сколько таких же, как она, саамских девчонок и мальчишек. Тем и ценна. И кроме того, знако мит нас с обычаями коренного народа Заполярья из первых уст. На ее страни цах запечатлены разные судьбы земляков писательницы, и книжечка эта, всего в 48 страниц, становится им литературным памятником. Рассказы наполнены тонким юмором, искренним лиризмом, а главное —любовью к тем, о ком пишет Надежда. РАССКАЗЫ ИЗ ОБЩЕЖИТИЯ В 1990-1997 годах Надежда работает сначала воспитателем, затем заведую щей общежития Ловозерского ГОКа и пишет об этом довольно непростом пере строечном времени, о людях, которые ее окружают, их проблемах, судьбах. В альманахе «Площадь Первоучителей» №1 (2000) опубликованы её общежит- ские рассказы «Тапочки» и «Сельская интердевочка», а вот «Встречи через год» и другие до сих пор в рукописях лежат. Каждый рассказ —самостоятельное произведение, написанное в разное вре мя, но объединяет их общая тема: в центре повествования —люди, запутавшие ся в жизненных обстоятельствах. И действия рассказов происходят в одном месте —в самом обычном рабочем общежитии. В основе сюжетов —случаи из жизни. В «Сельской интердевочке» мы узнаем о несложившейся судьбе Ленки, ко торая спивается, теряет семью, начинает торговать собой. В «Тапочках» глав ной героиней является мать троих детей —Светлана, которая, мучаясь от навяз чивой мысли помочь покойнице подруге, забывает о своих детях и муже. Во «Встречах через год» молодой парень, вернувшийся из Афганистана, не может определиться в этой жизни, забыть ту, в которой звучали взрывы и лилась кровь. Для всех этих героев характерно общее: потеря смысла жизни. Вроде бы и знают они, как жить правильно, но не складывается что-то, не так им всем жи вется. Связаны рассказы и одним, так называемым, сквозным героем —воспитате лем общежития. Это она находится рядом с жильцами общежития ежедневно, наблюдает, как они теряют себя, как заливают свое горе водкой, наблюдает, но не мирится с этим, пытается помочь. И вот что удивительно. С одинаково от 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz