Богданов, И. В. Взаимодействие гражданских и воинских организаций в физическом воспитании допризывной молодёжи : монография / И. В. Богданов. - Казань : Бук, 2018. - 179 с. : ил., табл.

30 Глава 1 лений исследования влияния общения на совместную деятельность [11]. Первое направление конкретизации общего механизма воз­ действия на совместную деятельность состоит в исследовании того, как коммуникативные, интерактивные и перцептивные процессы влияют на совместную деятельность и отношения людей. Другое на­ правление анализа влияния взаимодействия на совместную деятель­ ность заключается в выявлении того, как процессы коммуникации, интеракции и перцепции воздействуют на уровень развития группы или коллектива как субъекта совместной деятельности. Третье на­ правление анализа сопряжено с изучением личности в системе взаи­ модействия и совместной деятельности. Один из подходов к описанию взаимодействия в структуре со­ вместной деятельности представлен в работе В. А. Бодрова, А. Л. Жу­ равлева, которые исходят из положения К. Маркса о том, что ко­ операция «есть прежде всего взаимодействие многих рабочих», и рассматривают взаимодействие между людьми как существенную особенность структуры совместной деятельности и основной отли­ чительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью [31; 127]. Г. В. Дьяконов под взаимодействием понимает такую си­ стему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия по­ следних, в свою очередь, определяют действия первых [72]. Отмеча­ ется, что взаимодействие может иметь место и при выполнении от­ носительно независимых индивидуальных деятельностей, однако при этом оно не включается в структуру этой деятельности и не вно­ сит в неё принципиальных изменений. Очевидно, что такой тип взаи­ модействия соответствует модели «совместно-индивидуальной дея­ тельности» по Л. И. Уманскому [237]. Именно такой тип взаимодействия, как модель совместно-инди­ видуальной и коллективной деятельности взят нами за основу наше­ го исследования. Вфундаментально-парадигмальной концепции В. В. Серкова рас­ крываются особенности педагогики воздействия и взаимодействия [219]. Под воздействием в широком смысле слова понимается про­ цесс (физический, химический, биологический, символический), реа­ лизующийся в ходе взаимодействия двух или более систем, результа­ том которого является изменение состояния хотя бы одного из них.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz