Богданов, И. В. Взаимодействие гражданских и воинских организаций в физическом воспитании допризывной молодёжи : монография / И. В. Богданов. - Казань : Бук, 2018. - 179 с. : ил., табл.
30 Глава 1 лений исследования влияния общения на совместную деятельность [11]. Первое направление конкретизации общего механизма воз действия на совместную деятельность состоит в исследовании того, как коммуникативные, интерактивные и перцептивные процессы влияют на совместную деятельность и отношения людей. Другое на правление анализа влияния взаимодействия на совместную деятель ность заключается в выявлении того, как процессы коммуникации, интеракции и перцепции воздействуют на уровень развития группы или коллектива как субъекта совместной деятельности. Третье на правление анализа сопряжено с изучением личности в системе взаи модействия и совместной деятельности. Один из подходов к описанию взаимодействия в структуре со вместной деятельности представлен в работе В. А. Бодрова, А. Л. Жу равлева, которые исходят из положения К. Маркса о том, что ко операция «есть прежде всего взаимодействие многих рабочих», и рассматривают взаимодействие между людьми как существенную особенность структуры совместной деятельности и основной отли чительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью [31; 127]. Г. В. Дьяконов под взаимодействием понимает такую си стему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия по следних, в свою очередь, определяют действия первых [72]. Отмеча ется, что взаимодействие может иметь место и при выполнении от носительно независимых индивидуальных деятельностей, однако при этом оно не включается в структуру этой деятельности и не вно сит в неё принципиальных изменений. Очевидно, что такой тип взаи модействия соответствует модели «совместно-индивидуальной дея тельности» по Л. И. Уманскому [237]. Именно такой тип взаимодействия, как модель совместно-инди видуальной и коллективной деятельности взят нами за основу наше го исследования. Вфундаментально-парадигмальной концепции В. В. Серкова рас крываются особенности педагогики воздействия и взаимодействия [219]. Под воздействием в широком смысле слова понимается про цесс (физический, химический, биологический, символический), реа лизующийся в ходе взаимодействия двух или более систем, результа том которого является изменение состояния хотя бы одного из них.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz