Богданов, И. В. Взаимодействие гражданских и воинских организаций в физическом воспитании допризывной молодёжи : монография / И. В. Богданов. - Казань : Бук, 2018. - 179 с. : ил., табл.

16 Глава 1 тивостояниям тщательно, то есть сама жизнь заставляла людей со­ трудничать, взаимодействовать между собой в формировании воен­ но-прикладных навыков, в развитии силы, выносливости, быстроты, ловкости. Всё это формирует физическую культуру древности («По­ весть временных лет»). Большое значение для укрепления могуще­ ства государства при Петре I имели политические, экономические, культурные и военные преобразования. Реформы были направлены на преодоление экономической и военной отсталости государства. Создавались школы и училища, готовящие специалистов для армии и флота. В 1701 г. в Москве открылась школа Навигации, где препо­ давались парусное и гребное дело, плавание и фехтование. В 1731 г. открыт Сухопутный Шляхетский корпус, в 1752 г. —Морской. Дво­ ряне занимались верховой ездой и фехтованием, игрой в мяч, греб­ лей, борьбой, парусным спортом. По указанию Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому об­ хождению». Дворянин для достижения успеха в обществе должен был не только владеть иностранным языком и быть начитанным, но и уметь танцевать, преуспевать в верховой езде и фехтовании. Петр I уделял большое внимание подготовке специалистов в области море­ плавания и судостроения, что способствовало основанию общества «Невская Флотилия» [85]. Вклад в проблему взаимодействия армии и народа в организации физической культуры внесли своими рабо­ тами многие учёные: М. В. Ломоносов (1711-1765) поднял ряд вопро­ сов личной и социальной гигиены, имевших общенародное значение [243]. И. И. Бецкой (1704-1795), основатель воспитательных домов в России, рекомендовал проводить занятия, направленные на раз­ витие тела и укрепление здоровья. Лучшим средством физическо­ го воспитания он считал прогулки, забавы и игры на свежем возду­ хе, различные телодвижения, закаливание. Придавал значение учёту возрастных особенностей детей в процессе воспитания. Составил «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями...» [21]. Необходимость физического воспитания также вызвана требованиями взаимодействия сооб­ ществ для совместной добычи пропитания и ведения военного дела. Н. И. Новиков (1744-1818), журналист, издатель газеты «Москов­ ские ведомости», опубликовал статью «О воспитании и наставлении детей для распространения общекомандных знаний и всеобщего бла­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz