Богданов, И. В. Взаимодействие гражданских и воинских организаций в физическом воспитании допризывной молодёжи : монография / И. В. Богданов. - Казань : Бук, 2018. - 179 с. : ил., табл.

Теоретико-методологическое обоснование проблемы... 15 действие внутреннего мира и физической оболочки человека. ВДрев­ нем Китае сложилась своя система идеалов взаимодействия в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань- мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладание способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономи­ ке, политической и культурной жизни европейских стран. ВXVI веке итальянский врач Иероним Меркуриалис создал первый учебник физкультуры — «Об искусстве гимнастики», который в течение 200 лет был основным руководством по спортивным занятиям. Ме- куриалис разделил гимнастику на три вида: военную, лечебную и атлетическую. В XVII веке Джон Локк изложил в трактатах «Мысли о воспи­ тании» (1693), «О пользовании разума» (1706) идеи о том, что цель физического воспитания — не только повышение уровня физиче­ ской подготовки, но и укрепление воли, характера. Формула жизни по Локку —«здоровый дух в здоровом теле». По его мнению укрепле­ ние здоровья ребёнка является заботой государства и общества, ко­ торые не могут существовать без взаимовыгодных отношений [96]. Важность физических упражнений для детей и подростков отмечал и чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский. Он писал, что пра­ вильно выбранные и дозированные движения не только помогают сохранить здоровье, но и воспитывать характер и силу духа. «Побе­ ждать в игре храбростью, а не обманом», — эти слова он адресовал всем своим ученикам [96]. В XVIII веке Жан-Жак Руссо в труде «Эмиль, или О воспита­ нии» рекомендовал пользоваться гимнастическими упражнениями для развития органов чувств, управления движениями, соизмерения своих сил. Особый акцент французский философ делал на умении бегать, прыгать, метать, плавать и преодолевать препятствия в есте­ ственных условиях [211]. Физическая культура занимает своё место и в истории российской государственности. Всвязи с множественными военными вмешатель­ ствами в размеренную жизнь ещё во времена язычества возникла не­ обходимость в поклонении Перуну, богу грома, молнии, кузнецу. Это свидетельствует о том, что народам приходилось готовиться к про­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz