Богданов, И. В. Взаимодействие гражданских и воинских организаций в физическом воспитании допризывной молодёжи : монография / И. В. Богданов. - Казань : Бук, 2018. - 179 с. : ил., табл.
14 Глава 1 получивших распространение почти у всех народов Древнего мира (И. М. Дьяконов, В. Д. Неронова, И. С. Свенцицкая) [73]. Доподлинно известно, что Олимпийские игры существовали наря ду со многими другими спортивными состязаниями. Соревнования в Олимпии были самыми популярными и известными. Древние гре ки чрезвычайно ценили Игры и вообще спорт. Кроме практического значения («будешь здоровым — всякого одолеешь»), греки любили спорт ещё и за то, что он неразрывно связан с умственным, эстети ческим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком куль турным, если не занимаешься физическими упражнениями. У гре ков по этому поводу была замечательная формула. О некультурном человеке древние эллины говорили: «Не умеет ни читать, ни пла вать!». В Спарте всем гражданам предписываются обязательные за нятия физическими упражнениями. Этимология слово «гимнастика» (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова) [185] указывает на место своего проис хождения —Древнюю Грецию. При этом в Афинах процесс форми рования здорового образа жизни и занятиями физической культурой осуществлялся под влиянием гуманистических идеалов, а в Спарте культивирование физической культуры рассматривалось не как лич ное дело граждан, а как потребность государства, что также не про ходит без взаимосвязей различных структур общества. (В. И. Столя ров, Е. В., Стопников, Н. Н Чеснаков) [227]. Аристотель добавил к системе воспитания волевое начало, т. е. со знательное отношение человека к самому себе. Опираясь на свою фи лософско-педагогическую систему, Платон во взвешенных, тщательно продуманных и, в ряде случаев, близко соприкасающихся с нашей со временностью формулировках, в своих работах изложил идеи о взаи мосвязи между разными аспектами функционирования общества. Древнегреческий философ Демокрит подробно описывает ду ховное здоровье человека, представляющего, по его мнению, «бла гое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями, пережи ваниями (В. М. Полонский) [197]. Вэтот период начинает зарождать ся аксиологический аспект понятия «здоровье», то есть особо выде ляется его социальная значимость или общечеловеческая ценность. В свою очередь, на Древнем Востоке сложилась своя система фи зической культуры, в которой прослеживается гармоничное взаимо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz