Богданов, И. В. Организация и содержание физического воспитания допризывной молодежи при взаимодействии гражданских и воинских организаций в условиях Арктического региона Кольского Заполярья : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / Богданов Иван Викторович ; научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Степанова Ольга Николаевна ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва, 2019. - 273 л. : цв. ил.,табл.

«влияние и взаимовлияние», активная или действенная взаимосвязанность лю­ дей посредством совместной деятельности, коллективная взаимосвязанность (Н.Н. Обозов)1. Анализируя основные процессы и детерминанты взаимодействия, кото­ рые могут влиять на взаимодействие в совместной деятельности, Г.М. Андре­ ева, Я. Яноушек, А.И. Донцов намечают ряд направлений исследования влия­ ния общения на совместную деятельность2. Первое направление состоит в ис­ следовании того, как коммуникативные, интерактивные и перцептивные про­ цессы влияют на совместную деятельность и отношения людей. Другое направление заключается в выявлении того, как процессы коммуникации, ин­ теракции и перцепции воздействуют на уровень развития группы или коллек­ тива как субъекта совместной деятельности. Третье направление сопряжено с изучением личности в системе взаимодействия и совместной деятельности. Один из подходов к описанию взаимодействия в структуре совместной деятельности представлен в работе В.А. Бодрова и A.JT. Журавлёвой, которые исходят из положения К. Маркса о том, что кооперация «есть прежде всего взаимодействие многих рабочих», и рассматривают взаимодействие между людьми как существенную особенность структуры совместной деятельности и основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятель­ ностью3. Г.В. Дьяконов под взаимодействием понимает «такую систему дей­ ствий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определённые действия других, а действия последних, в свою очередь, опре­ деляют действия первых»4. 1 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Лыбидь, 1990.- 191 с. 2Андреева, Г.М., Яноушек, Я., Донцов, А.И., Общение и оптимизация совместной дея-тель- ности / Г.М. Андреевой, Я. Яноушек. А.И. Донцов и др. - М.: МГУ, 1987. - 301 с. 3Бодров, В.А., Журавлев, А.Л. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной пси­ хологии и эргономики : Сборник научных трудов / В.А. Бодров, А.Л. Журавлев. - М.: Ин­ ститут психологии РАН, 2009. - 526 с; Маркс, К. Капитал: критика политической экономии. Т.1 / К. Маркс. - М.: ЭКСМО, 2011. - 1200 с. 4 Дьяконов, Г.В., Проблема общения и взаимодействия: диалогический подход / Г.В. Дья­ конов // Социальная психология, 2004. - № 3(5). - С. 245-307. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz