Богданов, И. В. Организация и содержание физического воспитания допризывной молодежи при взаимодействии гражданских и воинских организаций в условиях Арктического региона Кольского Заполярья : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : специальность 13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / Богданов Иван Викторович ; научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Степанова Ольга Николаевна ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». - Москва, 2019. - 273 л. : цв. ил.,табл.

требования по основам советского физкультурного движения, гигиене, само­ контролю, оказанию первой медицинской помощи и нормативы по видам спорта: бег, метание гранаты, прыжки, плавание, лыжные гонки, подтягивание на перекладине, гребля, велоспорт, стрельба и др. Кроме того, каждый из сда­ ющих нормы ГТО должен был проявить себя в учёбе или на производстве, в общественной работе, выполнять санитарный минимум. Позже добавилась вторая ступень ГТО, в которую вошли такие испытания, как бег с винтовкой в военной одежде, кросс по среднепересечённой местности, преодоление пре­ пятствий с винтовкой и в военном обмундировании, пеший поход с прохожде­ нием части пути в противогазе, прыжок в высоту, метание гранаты, плавание и ныряние, гребля с нагрузкой, велокросс, ходьба на лыжах и прыжки на лы­ жах с трамплина, освоение одного из видов самообороны, участие в спортив­ ной игре, стрельба, гимнастика, вождения автомобиля или мотоцикла»1. На Северном флоте в начале 1930-х годов контакты военнослужащих с детскими и юношескими коллективами носили, в основном, эпизодический характер. В архивах имеется описание совместной работы воинских частей с общеобразовательными школами № 3 г. Полярного, № 2 и № 3 г. Мурманска, № 1 и № 2 г Кандалакши. По большей части это были организации экскурсий школьников в воинские части, заключение договоров о дружбе между воин­ скими частями и образовательными организациями, где военные принимали участие в физической подготовке подрастающего поколения. В конце 1930-х годов шефские связи гражданских организаций и педагогических коллективов с воинскими частями в области стали массовым явлением2. В отчетах городских и районных отделов народного образования, педа­ гогических коллективов по итогам воспитательной деятельности в 1938-1939, 1Истягина-Елисеева, Е.А. История ГТО / Е.А. Истягина-Елисеева. - М.: ЭКСМО, 2015. - 148 с. 2 Богданов, И.В. Эффективное взаимодействие гражданских и воинских организаций в си­ стеме физической подготовки молодежи для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации / И.В. Богданов // Наука и школа. - 2017. - № 2. - С. 148-155. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz