Богданов, И. В. Физическое воспитание допризывной молодежи Арктического региона Кольского Заполярья в условиях взаимодействия гражданских и воинских организаций : монография / Богданов Иван Викторович, Степанова Ольга Николаевна. – Санкт-Петербург : Моя строка, 2021. - 241 с. : ил., табл.

сопряжено с изучением личности в системе взаимодействия и совместной деятельности. Один из подходов к описанию взаимодействия в структуре совместной деятельности представлен в работе В.А. Бодрова и А.Л. Журавлёвой, которые исходят из положения К. Марк­ са о том, что кооперация «есть прежде всего взаимодействие многих рабочих», и рассматривают взаимодействие между людьми как существенную особенность структуры совместной деятельности и основной отличительный признак по сравне­ нию с индивидуальной деятельностью1. Г.В. Дьяконов под вза­ имодействием понимает «такую систему действий, при кото­ рой действия одного человека или группы лиц обусловливают определённые действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых»2. Именно такой тип взаимодействия как модель совместно­ индивидуальной и коллективной деятельности взят нами за основу в рамках нашего исследования. В монографии В.В. Серкова раскрываются особенности пе­ дагогики воздействия и взаимодействия. Под воздействием в широком смысле слова понимается «процесс (физический, химический, биологический, символический), реализующий­ ся в ходе взаимодействия двух или более систем, результа­ том которого является изменение состояния хотя бы одного из них»3. Эффектом педагогического воздействия относитель­ но человека является изменение его субъективного в резуль­ тате взаимодействия этого человека с коммуницирующей с ним системой. Широкие возможности решения проблемы межчеловече- ского взаимодействия раскрываются в контексте представле­ 1 Бодров, В.А. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной пси-хологии и эргономики : Сборник научных трудов / В.А. Бодров, A.JI. Журавлев. — М.: Ин­ ститут психологии РАН, 2009. — 526 с; Маркс, К. Капитал: критика политической экономии. Т. 1 / К. Маркс. — М.: ЭКСМО, 2011. — 1200 с. 2 Дьяконов, Г.В. Проблема общения и взаимодействия: диалогический подход / Г.В. Дьяконов // Социальная психология, 2004. — № 3 (5). — С. 245-307. 3 Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Мо­ нография / В.В. Сериков. — Волгоград: Волгоградский государственный педагогиче­ ский университет, изд. Перемена, 1994. — 150 с. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz