Бодрова О. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендировании северного региона (на примере Мурманской области) / Бодрова О. А., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 8. – С. 105-110.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University Т. 44, № 8. С. 105-110 2022 Научная статья Этнология, антропология и этнография DOI: 10.15393/uchz.art.2022.841 УДК 004/338.48+659.44(=511.1) ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА БОДРОВА кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) ORCID 0000-0001-5312-6692; o.bodrova@ksc.ru ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА РАЗУМОВА доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (Апатиты, Российская Федерация) ORCID 0000-0002-5960-9772; irinarazumova@yandex.ru ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ БРЕНДИРОВАНИИ (на примере Мурманской области) А н н о т а ц и я . Целью статьи является анализ роли и специфики интернет-технологий в отноше нии этнокультурного брендирования северных территорий России на примере Мурманской области. Исследование опирается на методы виртуальной антропологии, феноменологии, визуального и тек стуального анализа источников с учетом результатов исследований теоретиков и практиков терри ториального брендирования. Рассмотрены интернет-технологии, используемые в процессе создания и функционирования этнических брендов северных территорий России, в сопоставлении с литератур ными и визуальными приемами создания этнического образа «доинтернетовской эпохи». Показано, что предшествующие способы конструирования образов северных народов в этнокультурных брендах усиливаются за счет усложняющейся интертекстуальности и дискретного представления инфор мации, свойственных Сети в наше время. Сделан вывод о ведущем значении интернет-технологий в территориальном и этнокультурном брендировании Мурманской области при одновременном недо статочном уровне их развития, что негативно сказывается на направлении этнографического туризма в регионе. К л ю ч е в ы е с л о в а : этнокультурный бренд, территориальный бренд, брендирование, образ, этническое сообщество, Интернет, технологии, общественный институт, визуальная идентичность, северные народы Б л а г о д а р н о с т и . Статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государственного за дания № FMEZ-2022-0028. Д л я ц и т и р о в а н и я : Бодрова О. А., Разумова И. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендирова нии (на примере Мурманской области) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2022. Т. 44, № 8. С. 105-110. DOI: 10.15393/uchz.art.2022.841 ВВЕДЕНИЕ С развитием технологий и сервисов Интерне- Для современного этнологического и антропо логического знания интернет-технологии пред- та меняются социальные институты, в том числе ставляют интерес не сами по себе, а как часть их способы формирования общественного мне- 7 г г социокультурной системы 1161. Речь и о дополни- ния, географических образов территорий и об разов «воображаемых» этнических сообществ, тельном исследовательском поле, которое предо населяющих эти территории. Актуальность изу- ставляет Интернет, и о модернизированных ра чения этих трансформаций определяется воз- бочих мет°дах. Как ° тмечают исследователи, растающим значением брендирования регионов если раньше для этнографов важно было зафик- в контексте политического и экономического сировать г а д форму назначение объекта тради- управления, укрепления региональной идентич- ционной культуры, то сегодня фокус внимания ности населения, популяризации и сохранения перемещается на технологические приемы, в том этнокультурного наследия. числе сетевые [9: 32]. Открываются новые воз- © Бодрова О. А., Разумова И. А., 2022
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz