Бодрова О. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендировании северного региона (на примере Мурманской области) / Бодрова О. А., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 8. – С. 105-110.
106 О. А. Бодрова, И. А. Разумова можности кросскультурной и межэтнической коммуникации, хотя сам принцип этничности, определенный еще Ф. Бартом [13], остается преж ним: идентичность группы проявляется только в условиях взаимодействия с другими социаль ными группами. Данный подход актуален, не смотря на появление новой, виртуальной этнич ности (или киберэтничности, веб-этничности), выделенной М. Постером и понимаемой как вза имодействие реальных и виртуальных элементов в конструировании этнических групп [17]. Этни ческая группа, все более обрастая виртуальными элементами, становится «воображаемым сообще ством», которое, по Б. Андерсону, функциониру ет благодаря институтам общественного мнения [1]. Современный Интернет, по сути, соединяет в себе все эти институты, так как служит пло щадкой, на которой действуют СМИ, органы административной власти, образовательно-про светительские учреждения и мн. др. На смену понятию этнического образа, кото рым оперировали этнологи, говоря о межэтниче ской коммуникации, приходит понятие бренда. Соответственно, процесс продвижения бренда - брендирование. Большей частью это явление рас сматривается в цифровом формате, обозначаемом как e-branding. Под территориальным брендом (или имиджем места в терминологии Ф. Котлера) обычно подразумевают сумму убеждений, пред ставлений и впечатлений людей в отношении этого места [15], совокупность эмоциональных, материальных и других элементов, создающих уникальный набор ассоциаций с местом в обще ственном сознании [14]. Как в случае этнического образа и «воображаемого сообщества», созда ние и продвижение бренда происходит за счет институтов общественного мнения или, иными словами, за счет «креативной стратегии, осно ванной на современных коммуникациях, умении правильно использовать имеющийся потенциал, на способности преподнести его потребителю» [8: 88]. Территориальные бренды помогают понять и изучить этнокультурные бренды. Во всяком случае, в знаменитом «шестиугольнике Анхоль- та» население региона, его история и культура являются неотъемлемой частью структуры тер риториального бренда [12: 21]. Территориаль ный и этнокультурный бренды восходят к общей идее - путешествию, перемещению в простран стве с некоторыми целями. Изначально в идею этнографического познания было заложено путе шествие по новым, неизведанным территориям, и межэтническая коммуникация, особенно в сети Интернет, бесконечно расширяющей или, наобо рот, стирающей любые пространственные гра ницы, воспринимается во многом как межпро- с т р а н с т в е н н а я к ом м у н и к ац и я . А н ал о гом виртуальному погружению в этническую куль туру посредством Интернета является реальное явление - этнографический туризм. Сама вирту альная сеть тесно связана с понятием простран ства, пусть и не строго в географическом смысле: «Современный этап в отношениях человека с ком пьютером опирается на человеческие навыки распоз нания в пространстве. <...>. Вместо одномерной ли нейной строки символов - двумерное пространство, в котором распределена информация, так что фокус внимания пользователя может перемещаться от одно го места к другому» [11: 139]. Территориальное и этнокультурное брен- дирования (брендинг) объединяются и осново полагающим понятием границ: в случае тер риториального брендинга - фиксированных, возникших исторически вместе со становле нием государственности и разделением гра ниц между возникающими землями [15: 57], в случае этнокультурного брендинга - субъек тивных, определяемых такими символически ми маркерами, как язык, религия, ритуалы, об щее прошлое [13]. ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ИНТЕРНЕТ-БРЕНДИРОВАНИЯ Этнокультурное брендирование эпохи Ин тернета, безусловно, расширилось за счет но вых, сп ецифических методов вир ту альной сети по сравнению с письменной, «доинтерне- товской» традицией. Бренд требует своего выра жения в визуальных, вербальных и ментальных проявлениях, то есть репрезентации, процесса визуализации и вербализации образа [5: 231]. Од нако если классические печатные репрезентации этнокультурных образов строились только на со четании текстов и изображений, то интернет-ре сурсы представляют собой синкретизм множе ства различных форм передачи информации и коммуникации. К тексту и изображению до бавляются видео- и аудиоформат, интерактив ные формы: возможности обратной связи, диа лога между создателем сайта и пользователем, коммуникация экономического и юридического характера (оформление актов купли-продажи, подписание соглашений и пр.). При этом на сме ну «насыщенному описанию» классических эт нографических текстов [2] пришли мозаичность и клиповость, дискретность современных интер нет-текстов (если только электронный ресурс не использует текст старого печатного источника). Характер представления этнокультурной ин формации в текстуальных описаниях практи чески не изменился, а только усилился за счет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz