Бодрова О. А. Интернет-технологии в этнокультурном брендировании северного региона (на примере Мурманской области) / Бодрова О. А., Разумова И. А. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2022. – Т. 44, № 8. – С. 105-110.

106 О. А. Бодрова, И. А. Разумова можности кросскультурной и межэтнической коммуникации, хотя сам принцип этничности, определенный еще Ф. Бартом [13], остается преж­ ним: идентичность группы проявляется только в условиях взаимодействия с другими социаль­ ными группами. Данный подход актуален, не­ смотря на появление новой, виртуальной этнич­ ности (или киберэтничности, веб-этничности), выделенной М. Постером и понимаемой как вза­ имодействие реальных и виртуальных элементов в конструировании этнических групп [17]. Этни­ ческая группа, все более обрастая виртуальными элементами, становится «воображаемым сообще­ ством», которое, по Б. Андерсону, функциониру­ ет благодаря институтам общественного мнения [1]. Современный Интернет, по сути, соединяет в себе все эти институты, так как служит пло­ щадкой, на которой действуют СМИ, органы административной власти, образовательно-про­ светительские учреждения и мн. др. На смену понятию этнического образа, кото­ рым оперировали этнологи, говоря о межэтниче­ ской коммуникации, приходит понятие бренда. Соответственно, процесс продвижения бренда - брендирование. Большей частью это явление рас­ сматривается в цифровом формате, обозначаемом как e-branding. Под территориальным брендом (или имиджем места в терминологии Ф. Котлера) обычно подразумевают сумму убеждений, пред­ ставлений и впечатлений людей в отношении этого места [15], совокупность эмоциональных, материальных и других элементов, создающих уникальный набор ассоциаций с местом в обще­ ственном сознании [14]. Как в случае этнического образа и «воображаемого сообщества», созда­ ние и продвижение бренда происходит за счет институтов общественного мнения или, иными словами, за счет «креативной стратегии, осно­ ванной на современных коммуникациях, умении правильно использовать имеющийся потенциал, на способности преподнести его потребителю» [8: 88]. Территориальные бренды помогают понять и изучить этнокультурные бренды. Во всяком случае, в знаменитом «шестиугольнике Анхоль- та» население региона, его история и культура являются неотъемлемой частью структуры тер­ риториального бренда [12: 21]. Территориаль­ ный и этнокультурный бренды восходят к общей идее - путешествию, перемещению в простран­ стве с некоторыми целями. Изначально в идею этнографического познания было заложено путе­ шествие по новым, неизведанным территориям, и межэтническая коммуникация, особенно в сети Интернет, бесконечно расширяющей или, наобо­ рот, стирающей любые пространственные гра­ ницы, воспринимается во многом как межпро- с т р а н с т в е н н а я к ом м у н и к ац и я . А н ал о гом виртуальному погружению в этническую куль­ туру посредством Интернета является реальное явление - этнографический туризм. Сама вирту­ альная сеть тесно связана с понятием простран­ ства, пусть и не строго в географическом смысле: «Современный этап в отношениях человека с ком­ пьютером опирается на человеческие навыки распоз­ нания в пространстве. <...>. Вместо одномерной ли ­ нейной строки символов - двумерное пространство, в котором распределена информация, так что фокус внимания пользователя может перемещаться от одно­ го места к другому» [11: 139]. Территориальное и этнокультурное брен- дирования (брендинг) объединяются и осново­ полагающим понятием границ: в случае тер ­ риториального брендинга - фиксированных, возникших исторически вместе со становле­ нием государственности и разделением гра ­ ниц между возникающими землями [15: 57], в случае этнокультурного брендинга - субъек­ тивных, определяемых такими символически­ ми маркерами, как язык, религия, ритуалы, об­ щее прошлое [13]. ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ИНТЕРНЕТ-БРЕНДИРОВАНИЯ Этнокультурное брендирование эпохи Ин­ тернета, безусловно, расширилось за счет но ­ вых, сп ецифических методов вир ту альной сети по сравнению с письменной, «доинтерне- товской» традицией. Бренд требует своего выра­ жения в визуальных, вербальных и ментальных проявлениях, то есть репрезентации, процесса визуализации и вербализации образа [5: 231]. Од­ нако если классические печатные репрезентации этнокультурных образов строились только на со­ четании текстов и изображений, то интернет-ре­ сурсы представляют собой синкретизм множе­ ства различных форм передачи информации и коммуникации. К тексту и изображению до ­ бавляются видео- и аудиоформат, интерактив­ ные формы: возможности обратной связи, диа­ лога между создателем сайта и пользователем, коммуникация экономического и юридического характера (оформление актов купли-продажи, подписание соглашений и пр.). При этом на сме­ ну «насыщенному описанию» классических эт­ нографических текстов [2] пришли мозаичность и клиповость, дискретность современных интер­ нет-текстов (если только электронный ресурс не использует текст старого печатного источника). Характер представления этнокультурной ин­ формации в текстуальных описаниях практи­ чески не изменился, а только усилился за счет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz